Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Родился Василий Васильевич Верещагин
В.В.Верещагин. Побежденные. Панихида 1877-1879 г.
4.В.В.Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах 1897 г.(фрагмент)

14(26) октября 1842 г. в г.Череповец Новгородской губернии. Детство будущего художника прошло в имении отца, предводителя уездного дворянства, на берегу Шексны. В 7 лет мальчик был принят в Александровский кадетский корпус, спустя 3 года его перевели в Морской кадетский корпус, в котором в разное время учились прославленные адмиралы Ф.Ф.Ушаков, И.Ф.Крузенштерн, П.С.Нахимов.

В 1860 г, сдав выпускные экзамены, Верещагин отказывается от карьеры морского офицера, навсегда оставляет морскую службу и поступает в Академию Художеств, где учится благодаря стипендии Общества поощрения художников. В 1863 г., молодой художник едет на Кавказ. В нем пробудилась страсть к путешествиям. С этого времени Верещагин находится в бесконечных странствиях, карта его путешествий простирается почти по всей планете: Париж, Лондон, Мюнхен, Соединенные Штаты Америки, Туркестан, Япония, Индия, Филиппины, Куба. Его интересовали этнография, архитектура, история и многое другое, все это нашло отражение в его полотнах.

Период 1863-1866 гг. был очень содержательным в жизни художника. Он два раза ездил на Кавказ, Учился в Париже, летом приезжал в родные места на берега Шексны, писал этюды с натуры и неустанно работал. Эти годы стали временем становления зрелости художника.

Военные события на восточных окраинах России прерывают его мирные занятия. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где пробыл до 1868 г., а потом вновь возвратился туда в 1869 г. Во время первой поездки художник принял участие в войне с эмиром бухарским. Он защищал крепость Самарканд в течение нескольких дней. За блистательное мужество и храбрость» получил георгиевский крест., Этот боевой орден, Верещагин, не признававший никаких регалий, носил всю жизнь.

Туркестанская природа, архитектура, самаркандские военные события нашли отражение в серии картин, которые принесли художнику мировую известность. Одно из знаменитейших полотен Туркестанской серии «Апофеоз войны», изображавшее торжество Тамерлана – жестокого правителя и завоевателя концаXIV-начала XV в., стало картиной символом и вызвало противоречивые оценки творчества художника. У него появляются страстные поклонники и недруги. П.М.Третьяков приобрел всю серию картин.

В 1877 г. началась Русско-турецкая война. Верещагин немедля отправился в действующую армию на Балканы, одержимый одной целью – изобразить войну «такою, какая она есть в действительности». Художник считал, что, только находясь на театре военных действий, испытывая все невзгоды походной жизни, можно создать подлинные картины о войне.

Он прошел с русской армией весь ее трудный путь: принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен, лежал в госпитале. В этой войне погиб его родной брат Сергей; тело брата художник долго искал на поле сражения. Верещагин видел знаменитый третий штурм Плевны, в тяжелейших зимних условиях с отрядом М.Д.Скобелева совершил переход через Балканы, принял участие в решающем сражении за Шипку у деревни Шейново. «Меня много раз укоряли в подыскании страшных, отталкивающих сюжетов для моих картин, но я не решился изобразить и десятой доли виденных ужасов», писал художник

Проходя через бедствия войны, Верещагин все больше утверждался, что нельзя говорить о ней как прежде, высвечивая лишь ее парадную сторону. Войну надо показывать как трагедию – к этому выводу окончательно пришел художник. «Передо мною как перед художником война, и ее я бью, сколько у меня есть силы, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады».

В.В.Верещагин вошел в историю русского и мирового искусства не только как баталист, но и как крупный мастер исторической живописи. В 1887-1904 гг. художником была создана знаменитая серия картин «1812 год». Русская и зарубежная печать часто сравнивала ее с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». Но при всей близости масштаба работы, позиций писателя и художника, есть серьезное отличие, отмеченное исследователями творчества Верещагина: Он был глубоким противником теории непротивления злу Толстого.

С началом Русско-японской войны 1904-1905 гг. художник вновь на театре военных действий. Главные события разворачиваются вокруг Порт-Артура. Туда прибывает командующий Тихоокеанским флотом адмирал С.О.Макаров. Под его командованием эскадра готовится к активным действиям против неприятеля. Верещагин, верный своему принципу быть в центре событий, находился с адмиралом на флагманском корабле броненосец «Петропавловск». 31 марта (13 апреля) «Петропавловск», совершая боевой маневр, подорвался на японских минах и затонул. Погибли почти все, кто находился на борту, в том числе адмирал С.О.Макаров и художник В.В.Верещагин.

В свое время Василию Васильевичу приходилось выслушивать много недоуменных вопросов и даже упреков, зачем он всегда стремится в гущу событий, зачем подвергает себя смертельной опасности. Объясняя свою позицию, художник говорил, что писать войну нельзя, «глядя на нее в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны…». В этом он видел свою нравственную обязанность, свой долг художника-публициста, который исполнил до конца.

Журавская И.Л. Ст.н.сотр.