Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
19 октября
1829 - День рождения святого праведного Иоанна, протоиерея Кронштадтского
День рождения святого праведного Иоанна, протоиерея Кронштадтского
Портрет протоиерея Иоанна Кронштадтского, составленный из слов его поучений.
Вид Андреевского собора в Кронштадте
Наперсный крест отца Иоанна
Вид комнаты в доме отца Иоанна (музейная реконструкция)
Икона «Святой праведный Иоанн Кронштадтский»

Протоиерей Иоанн – в миру Иоанн Ильич Сергиев (1829 1908). Родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, в семье дьячка. «Новорожденный был до того слаб..., что родители не надеялись, что мальчик проживет даже до следующего дня, в ночь…поспешили его окрестить», дав ему имя поминаемого в тот день великого болгарского святого Иоанна Рыльского. Ребенок вскоре окреп, и отец обязался воспитать «возрожденного» в строго церковном духе для будущего служения: большинство его предков по линии отца более трех столетий посвящали себя церковному призванию.

До десяти лет он получал домашнее воспитание, а в 1839 г. на последние деньги семья отправила его в Архангельское приходское училище. Несмотря на примерное прилежание, мальчик еще с раннего детства испытывал серьезные затруднения в учебе. Как писал отец Иоанна позднее в своей автобиографии: «Вот тут-то и обратился я за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена. …стал горячо молиться… вдруг точно завеса спала с глаз; как будто раскрылся ум в голове… В короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником… В конце курса одним из первых был переведен в семинарию, в которой окончил курс первым учеником в 1851 году и был послан в Петербургскую академию на казенный счет».

Обучение в Академии юноша сопрягал с работой каллиграфа в канцелярии, поскольку после кончины отца, чем мог помогал нуждающейся семье, девять рублей месячного заработка целиком отправляя домой. Сам он мечтал о миссионерской деятельности, особо думал о Китае, но на последнем курсе пришел к осознанию, что в христианском просвещении более нуждаются его соотечественники. Окончив обучение кандидатом богословия, в 1855 г. он получил предложение занять место в Андреевском соборе Кронштадта. Вещий сон с образом величественного храма предопределил его окончательный выбор. В том же году, вступив в «братский» брак с дочерью протоиерея этого собора Е.К.Несвицкой, Иоанн Сергиев был рукоположен в сан священника.

В своей первой проповеди новый пастырь говорил: «Сознаю высоту сана… чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего…на земле служения, но знаю, что может сделать меня более или менее достойным… любовь ко Христу и ко всем…». Он поставил себе за правило, «сколько возможно искреннее относиться к своему делу», и чтобы отслеживать борьбу со страстями, свои покаянные чувства, стал вести дневник, записи которого позже стали основой самой востребованной книги отца Иоанна «Моя жизнь во Христе». Его каждодневные проповеди и беседы, а также духовно-публицистические произведения, постепенно складывались в тома и превратились вскоре в достояние всей читающей России: кронштадтский пастырь обладал удивительным даром зажигать верой сердца людей.

В 1857 г. он попробовал себя и на педагогическом поприще, став законоучителем в городском училище, а с 1862 г. – в классической гимназии. Дети тянулись к нему, поскольку он не был сухим схоластом, но увлекательным собеседником, способным воодушевлять неокрепшие души.

Особой миссией отца Иоанна стала забота и пример попечения о неимущих. «Кроме проповедничества, с самого начала возымел (я) попечение о бедных, как и сам бывший бедняк, и провел мысль об устройстве в Кронштадте Дома трудолюбия для бедных». Оберегая проблески духовного укрепления своих прихожан, священник готов был и материально поддержать каждого. «Дело дошло до того, что причитавшееся ему жалованье начали выплачивать жене, поскольку сам отец Иоанн иногда не приносил домой ни копейки». Не ограничиваясь этим, он покупал продукты, приводил врачей, досаждал властям бесконечными хлопотами за несчастных, которых в Кронштадте были тысячи: военно-морская крепость была не только базой российского флота, но местом административной ссылки многих нищих и бродяг, которые ютились на окраинах города. В 1872 г. священник обращался к общественному состраданию «духовному военному, чиновничьему, торговому, мещанскому» через газету с предложением о создании «попечительства или братства», чтобы соединенными силами заботиться о нуждающихся. В 1874 г. было образовано «Православное братство», а в 1882 г. общими силами был открыт – Дома трудолюбия, посвященный памяти Александра II, с храмом в честь св. Александра Невского.

К началу XX в. Дом трудолюбия разросся в настоящий городок, основу которого составляли пеньковая и картузная мастерские, где работали свыше 7000 человек, в простоте задач быстро обретавших навыки к труду. Для детей и подростков работали школы, мастерские для обучения различным ремеслам, детская библиотека, рисовальный и гимнастический класс. Были созданы приют для сирот и дневное убежище для малолетних: дети обрели и загородную летнюю дачу; богадельня для бедных женщин и ночлежный дом с бесплатной амбулаторией. Работала народная столовая 11 часов ежедневно, для просвещения и духовного укрепления воскресная школа, публичные чтения, бесплатная читальня. Выдавались пособия деньгами и вещами, причем помощь оказывалась без различения происхождения и вероисповедания. Начинания отца Иоанна были подхвачены и в других городах России, а через руки бескорыстного подвижника стали проходить сотни тысяч рублей пожертвований, но как признавали очевидцы: он одной рукой брал, а другой тут же отдавал, часто тому, кто более всего нуждался.

Широкую известность настоятелю принесла его удивительная способность к исцелению и прозорливости, дару чудотворения. Случаи исцеления по его горячей молитве безнадежно больных, подтверждаемые документальными свидетельствами, поражали воображение рациональных современников. Письма и телеграммы с просьбами в молитве приходили со всей России и из-за рубежа. Обращений было так много, что на почте был создано особое отделение. Даже на расстоянии отец Иоанн помогал людям разной веры, согласуя духовную помощь с миссионерским служением.

По признанию самого «всероссийского молитвенника», духовные дары и мощь он стяжал в ежедневном творении литургии при стечении многотысячной паствы, которую мог с трудом вместить огромный Андреевский собор. Канонические богослужения, длившиеся подчас 10 часов, отличались особым обрядовым строем, бесстрашием дерзновенной молитвы. «Он служил, весь охваченный внутренним «огнем». Такого пламенного служения я не видел ни раньше, ни после. Он был действительно как Серафим, предстоявший Богу», писал один из священников. Он следовал путем духовного подвижничества Серафима Саровского и Оптинских старцев, являя «современникам пример живого христианства, поскольку только жертвенное служение ближним могло тогда спасти Россию». Не случайно император Александр III перед кончиной, прося его святой молитвы, сказал ему: «Вас любит народ» «Ваше Величество, Ваш народ любит меня» «Да, потому что он знает, кто Вы и что Вы».

Вместе с тем служебные «вольности» и слава «всероссийского батюшки» вызывали настороженность официальных церковных властей. Досаждали и проходимцы, злоупотреблявшие его именем для обирания богомольцев, и особо, образовавшаяся в 1880-е гг. и проповедовавшая новое воплощение Иисуса Христа в образе отца Иоанна «секта иоаннитов». Он предавал их анафеме за то богохульство, которого они придерживались, и так же гневно обличал всех, малограмотных и высокообразованных, кто «посмеиваются над нашей Церковью…дерзновенно обходят Царскую власть, мечтая о слабости правительства» и развращали народ неверием: доставалось толстовцам, старообрядцам, революционерам, атеиствующей интеллигенции. Взгляды и жертвенность жизни скромного иерея пытались использовать политики разного толка, в частности черносотенный «Союз русского народа». Но, будучи не равнодушен к судьбам России и предвидя грядущие испытания, пастырь признавал только свои методы борьбы: духовным словом и делом, не допуская огласки даже тогда, когда сам подвергался физическим нападениям и наветам.

В течение 53 лет отец Иоанн служил каждодневно в Андреевском соборе, куда со всех концов страны шел нескончаемый поток паломников. Помимо забот о своем храме и городе, на счету приходского протоирея основание в Петербурге подворья Леушинского женского монастыря в честь св. Иоанна Крестителя на родине протоиерея. При его заботах возникли Эстляндский Пюхтицкий женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы (1891), Воронцовская женская обитель в Пскове в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1898), около Рыбинска Романо-Борисоглебский Вауловский мужской скит в честь Успения Пресвятой Богородицы (1903). И, наконец, в Петербурге в 1900 г. было основано Сурское подворье Архангельского монастыря во имя Иоанна Богослова (1899), впоследствии обращенное в известную Свято-Иоанновскую женскую обитель на Карповке (1903).

В нижнем храме этого монастыря, освященного в память пророка Илии и прп. Феодоры, чьи имена носили родители отца Иоанна, предстояло упокоиться и ему в 1908 г. 10 декабря состоялась последнее богослужение настоятеля, который уже давно почитался в народе как святой праведник. После литургии, сидя, ослабевшим, но столь же проникновенным голосом, он продолжал взывать держаться веры, любить Господа и ближних, что есть сил. 20 декабря «всероссийский батюшка» обрел вечный покой.

Как святой, протоиерей Иоанн Кронштадтский был канонизирован в 1964 г. Русской Зарубежной Церковью. В 1990 г. Поместным Собором и Русской Православной Церкви преподобный был причислен к лику святых.