Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
О чём писали газеты 23 октября
Особая комиссия Морского флота официально засвидетельствовала первое подводное плавание
Фотография С.К. Джевецкого. Нач. XX в.
Памятник подводной лодке Джевецкого в г. Гатчине.
Чертеж подводной лодки («подводного минного аппарата») Джевецкого (первый вариант), 1877 г.
Чертеж подводной лодки («подводного минного аппарата») Джевецкого (второй вариант) 1879 г., продемонстрированный императору на оз. Серебряном в Гатчине в 1881 г.
Чертеж подводной лодки Джевецкого, первой в мире лодки с электрическими аккумуляторами (четвертый вариант), 1885 г.
Фотография подводной лодки Джевецкого (четвертый вариант).
Фотография первой боевой подводной лодки «Дельфин», 1907.

Изобретатель С.К. Джевецкий лично в течение двух часов управлял первой подводной лодкой в водах Практической гавани (г. Одесса). Лодка, называемая тогда «подводным минным аппаратом» успешно выполнила показательные элементы погружения, всплытия, управления рулями и винтом. Была продемонстрирована также подводная доставка мины к мишени и ее взрыв. Комиссия пришла к выводу пригодности лодки для практических целей. Необходимо было несколько усовершенствовать модель и найти средства для ее серийного производства.

Судьба изобретения решилась в 1881 году, когда сам император Александр III пожелал видеть подводную лодку С.К. Джевецкого. Демонстрация лодки проводилась в г. Гатчина (около С.-Петербурга) на Серебряном озере, отличающемся прозрачностью воды. За несколько дней до показа Джевецкий бороздил озеро, изучая царскую пристань. Зная, что Александр III прибудет с императрицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Императорская чета села в шлюпку и вышла на середину озера. Степан Карлович, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец, шлюпка подошла к пристани, Александр III и Мария Федоровна сошли на пристань. Джевецкий последовал за ними. С ловкостью пристал, открыл люк, вышел на пристань, преклонил колено и подал императрице букет, сказав на французском языке: «Это дань Нептуна Вашему Величеству».

Мария Федоровна пришла в восторг и рассыпалась в комплиментах. Александр III поблагодарил изобретателя и приказал дежурному генерал-адъютанту доложить об этих опытах военному министру П.С. Ваковскому, уплатить Джевецкому 100 000 рублей и позаботиться о постройке 50 лодок.

В том же году на Невском заводе в Санкт-Петербурге были построены первые в мире 50 подводных лодок: 16 остались в Кронштадте, 32 по железной дороге были отправлены на Черное море, одна передана С. К. Джевецкому для дальнейшего совершенствования, одна оставлена в распоряжении заказчика — Инженерного управления.

Представление о построенных подводных лодках дают технические характеристики: вес без груза и запасов — 3,3 т., длина — 5,9 м, высота с люком — 1,66 м, ширина — 1,31 м, глубина погружения — 12 м, подводная скорость — 4,9 км/час, обшивка из листов толщиной — 5 мм, экипаж — 3 человека. Подводная лодка могла нести пироксилиновые заряды весом до 20 кг.

С появлением аккумуляторов Джевецкий разработал новый (четвертый) вариант лодки с новым источником электрической энергии – аккумулятором и электродвигателем мощностью 1 л.с. для движения как под, так и над водой. Это была первая в России подводная лодка с электрическим двигателем. Ее появление означало новый крупный шаг вперед в развитии подводного плавания.

В 1891 году серия подводных лодок С.К. Джевецкого, находившихся ранее в ведении Инженерного ведомства, была передана в Морское ведомство. Но недостатки, такие как малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентации в подводном положении и слабое вооружение, так и не позволили этим подводным лодкам стать боевым средством флота.

Задача была решена только в 1903, когда на воду был спущен «миноносец № 113» (в это время официально еще класса подводных лодок не существовало), впоследствии получивший имя «Дельфин». Под этим именем он вошел в историю как первая боевая подводная лодка, вошедшая в состав Российского флота.

Джевецкий Степан Карлович (1843-1938), русский исследователь и изобретатель, автор ряда конструкций первых русских подводных лодок. Вышел из семьи польских дворян. Учился в Париже в центральной школе искусств Метье. Занимался изобретением различных приборов и механизмов. Его изобретения были представлены на всемирной выставке в Вене в 1873 году, после чего по приглашению великого князя Константина Николаевича он переехал в Санкт-Петербург.

Добровольцем-рядовым участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Отличился в бою вооруженного парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд» и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. После войны Джевецкий вернулся к изобретательскому делу.

После разработки и запуска в производство подводных лодок, занимался их усовершенствованием. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А. Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году ему была присуждена первая премия.

С.К. Джевецкий являлся автором ряда проектов вооружения подводных лодок. В 1897 году он изобрёл «подводный минный аппарат» (беструбный торпедный аппарат), значительно отличавшийся от ранее существовавших. В 1907 году по проекту Джевецкого была построена подводная лодка «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Кроме того, первым в России он сконструировал механический прибор для автоматической прокладки курса корабля на карте.

С.К. Джевецкий известен также как конструктор воздушных винтов, в 1892 году разработал теорию их расчёта. Один из основателей воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

С 1892 года изобретатель жил во Франции, где занимался предпринимательской деятельностью. Умер в Париже, в 1938 г.