Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
28 октября
1828 - По указу Николая I женские учебные заведения были преобразованы в IV Отделение Собственной его императорского величества канцелярии
По указу Николая I женские учебные заведения были преобразованы в IV Отделение Собственной его императорского величества канцелярии
Художник Д.Доу Нач. 1820-х гг. Холст, масло
Императрица Мария Федоровна
Художник А.П. Швабе. 1843 г. Холст, масло
Император Николай 1
Здание было построено по проекту архитектора Штакеншнейдера, в которое переехало 70 воспитанниц Мариинского женского института.
Вид школы в Петербурге на Кирочной улице

В 1796 году после смерти Екатерины II, которая впервые позаботилась о женском образовании в России, продолжательницей этих благих дел стала ее невестка, императрица Мария Федоровна, урожденная принцесса Вюртембергская (1759-1828) – жена Павла I. Уже в 1797 г. было основано «Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны», объединившее все благотворительные и учебные заведения, находившиеся в ее ведении.

Императрица Мария Федоровна была матерью 10 детей. Она высоко ценила семейные добродетели, поэтому после смерти Екатерины II, она решила несколько изменить идеологию воспитания в женских институтах. Она считала, что многое в государстве зависит от семьи, а семья зависит от женщины. Поэтому она постаралась сделать институты «рассадниками» будущих «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек». Сама она, добродетельная супруга, стала для институток примером. В 1836 г. А.С. Пушкин в «Современнике» писал о ней: «Это имя, которое в течение сорока лет является у нас залогом чистоты нравственной и лучшей образованности прекрасного пола. В непосредственное ведение свое Она приняла одну только часть управления, которая требовала не холодной администрации, но сердечного участия, нежнейшей попечительности, где все зависело от ангельского терпения, и при царствовании Она была только министром благотворительности».

Всю свою жизнь Мария Федоровна занималась благотворительностью, сделав это своей целью после смерти супруга. Лишь малую часть денег она тратила на себя, остальное отдавала бедным и составляла капитал для благотворительных учреждений, который действовал и после ее смерти. Практически каждый год она открывала разные благотворительные заведения: приюты, учебные заведения, воспитательные дома, больницы и богадельни, которые посещала, интересуясь условиями содержания в них девочек.

Император Николай I 28 октября 1828 году после смерти матери специально учредил IV отделение Собственной Его Величества канцелярии, куда вошли все учреждения Марии Федоровны. К началу ХХ века Ведомство процветало, и насчитывало 683 благотворительных учреждений. Благодарный современник писал: «Трудно найти историческое имя, которое было бы более популярно и более бессмертно на Руси, чем имя императрицы Марии Федоровны, которая запечатлела себя в памяти потомства светлой, благотворной и широкой человеколюбивой деятельностью». Ведомство императрицы Марии было упразднено в 1917 г.

Одним из первых детищ императрицы Марии Федоровны был Мариинский институт, основанный в Петербурге в 1797 г. Со дня своего открытия и до 1917 г. институт находился под покровительством особ императорской фамилии. В течение 31 года покровительницей была сама создательница, а после ее кончины в 1828 году эту почетную обязанность взяла на себя ее дочь великая княгиня Елена Павловна, а потом внучка – великая княгиня Екатерина Михайловна.

Мариинский институт был одним из 11-ти женских институтов закрытого типа в Петербурге, дававших среднее образование и находившихся в Ведомстве учреждений императрицы Марии. В этот институт принимались исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и нижних канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. При этом предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.

Девочки принимались в институт с 10-12 лет. Главной целью учебного заведения было «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми и, в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, в которых в то время была большая потребность. Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение.

Распорядок дня был, по традиции закрытых учреждений, строгий. Вставали в «мариинке» в 6 утра, одевались, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, в 12 часов был обед, после которого отдых до 2-х часов, после чего занятия возобновлялись и продолжались до 5-ти. В 8 вечера – ужин, в 10 - институтки отправлялись спать. Платья мариинок были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц словом и внушением. Последний выпуск в Мариинском институте состоялся в 1918 г.

В рамках Ведомства императрицы Марии в 1858 г. в Петербурге торжественно была открыта Мариинская гимназия, которая содержалась за счет пособия Ведомства, частных пожертвований и платы за обучение, которая была невелика и доступна всем слоям населения – 25 рублей в год. В эту гимназию принимались девочки 9-13 лет всех сословий, всех состояний и всех вероисповеданий. Обязательными предметами в гимназии были: закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, чистописание, рисование, пение, рукоделие. Курс обучения длился семь лет. По аналогии с гимназиями Петербурга подобные учебные заведения стали появляться и в других городах России. Таким образом, с появлением гимназий в России стало общедоступным среднее образование для женщин.

Сахарова Л.Г. Н.с.