Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Народное восстание в Киеве 1147 г.
Миниатюра Радзивиловской летописи XV в.
Перенесение тела Игоря Ольговича с торга в Михайловскую церковь в Киеве

Летописцы, смотревшие на жизнь из окон монастырской кельи или княжеского дворца, не любили заносить на страницы летописи рассказы о мятежах и восстаниях. Поэтому мы очень мало знаем о народных выступлениях раннего периода Руси. Обострению классовой борьбы, как правило, способствовало нестабильное положение в государстве, наступившее в середине XI в. и длившееся вплоть до вторжения монголо-татарских орд в середине XIII в.

После смерти великого киевского князя Всеволода Ольговича в августе 1146 г. на престол был возведен его брат Игорь. Киевляне не любили горделивого княжения Всеволода, и поэтому их неприязнь перешла и на Игоря. Новый князь вынужден был присягнуть киевлянам на вече «на всей их воле». Однако политическая и социальная разрядка в Киеве оказалась кратковременной. «Не угоден бысть Кияном Игорь» – сообщает летопись. Руководители киевского боярства Улеб тысяцкий и Иван Воитишич тайно послали посольство к представителю противостоящей Ольговичам группировке Мстиславичей – Изяславу переяславскому с приглашением княжить в Киеве. В разгар битвы между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича бояре перешли на сторону последнего. Четыре дня Игорь скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Все его княжение продолжалось две недели.

В холодном бревенчатом порубе, без окон и дверей многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили выпустить его из заточения и постричь в монахи в киевском Федоровском монастыре. Но год спустя киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Духовенство, киевский князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались предотвратить это бессмысленное кровопролитие и спасти Игоря.

2 октября 1147 г. восставшие киевляне ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро тело Игоря было погребено в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.

В 1150 г. князь черниговский Святослав Ольгович перенес мощи брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился Игорь перед избиением, стала называться Игоревской. Сразу же после переноса останков князь Игорь был канонизирован русской церковью, как жертва кровавых языческих обрядов и ритуалов. Такое поспешное причисление к лику святых Игоря Ольговича, который не был отмечен какими-либо подвигами, диктовалась, в первую очередь, необходимостью борьбы христианства с язычеством, которое в XII в. еще удерживало прочные позиции в древнерусском обществе.

Сарачева Т.Г. С.н.с.