2 октября
О чём писали газеты 2 октября
Народное восстание в Киеве 1147 г.
Перенесение тела Игоря Ольговича с торга в Михайловскую церковь в Киеве

Летописцы, смотревшие на жизнь из окон монастырской кельи или княжеского дворца, не любили заносить на страницы летописи рассказы о мятежах и восстаниях. Поэтому мы очень мало знаем о народных выступлениях раннего периода Руси. Обострению классовой борьбы, как правило, способствовало нестабильное положение в государстве, наступившее в середине XI в. и длившееся вплоть до вторжения монголо-татарских орд в середине XIII в.

После смерти великого киевского князя Всеволода Ольговича в августе 1146 г. на престол был возведен его брат Игорь. Киевляне не любили горделивого княжения Всеволода, и поэтому их неприязнь перешла и на Игоря. Новый князь вынужден был присягнуть киевлянам на вече «на всей их воле». Однако политическая и социальная разрядка в Киеве оказалась кратковременной. «Не угоден бысть Кияном Игорь» – сообщает летопись. Руководители киевского боярства Улеб тысяцкий и Иван Воитишич тайно послали посольство к представителю противостоящей Ольговичам группировке Мстиславичей – Изяславу переяславскому с приглашением княжить в Киеве. В разгар битвы между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича бояре перешли на сторону последнего. Четыре дня Игорь скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Все его княжение продолжалось две недели.

В холодном бревенчатом порубе, без окон и дверей многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили выпустить его из заточения и постричь в монахи в киевском Федоровском монастыре. Но год спустя киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Духовенство, киевский князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались предотвратить это бессмысленное кровопролитие и спасти Игоря.

2 октября 1147 г. восставшие киевляне ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро тело Игоря было погребено в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.

В 1150 г. князь черниговский Святослав Ольгович перенес мощи брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился Игорь перед избиением, стала называться Игоревской. Сразу же после переноса останков князь Игорь был канонизирован русской церковью, как жертва кровавых языческих обрядов и ритуалов. Такое поспешное причисление к лику святых Игоря Ольговича, который не был отмечен какими-либо подвигами, диктовалась, в первую очередь, необходимостью борьбы христианства с язычеством, которое в XII в. еще удерживало прочные позиции в древнерусском обществе.

Сарачева Т.Г. С.н.с.