Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
9 октября
1976 - Публикация Указа Президиума ВС СССР об учреждении медали "За строительство Байкало-Амурской магистрали"
Публикация Указа Президиума ВС СССР об учреждении медали "За строительство Байкало-Амурской магистрали"
(из газеты «Правда» №283 9 октября 1976г.)
Указ Президиума ВС СССР об учреждении медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и положение о медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
Фото из журнала «Огонек» №41 1984г.
Встреча бригад путеукладчиков И.Варшавского и А.Бондаря на разъезде Балбухта
1976г.
Приветствие Л.И.Брежнева строителям, монтажникам, проектировщикам, всем участникам сооружения железнодорожного участка Усть-Кут – Звездный БАМа
на 1-й пассажирский гостевой поезд № Л 2/1 в день открытия рабочего движения на участке Лена – Таюра. 1975г.
Приглашение-билет на имя Волкович А.П.
на Бурятский участок БАМа Кожевникова В.Е. 1980г.
Комсомольская путевка
1979г. Фото
Открытие сквозного движения поездов по Дальневосточному кольцу БАМа через ст. Комсомольск
Из журнала «Советский Союз» №9 1984г.
Карта территориально-промышленных комплексов (ТПК) и промышленных узлов (ПУ) зоны БАМа
(аверс и реверс). Художник Л.Н.Пашкова. 1976г.
Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»

В Положении о медали говорится: «Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» награждаются активные участники строительства Байкало-Амурской магистрали, ж/д линии БАМ – Тында – Беркакит, второго пути ж/д линии Тайшет – Лена, объектов производственной базы и жилищно-гражданского назначения за хорошую работу на строительстве, высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях , в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей. Медалью, как правило, награждаются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, проработавшие на строительстве и по его обслуживанию не менее 3 лет…»

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке общей протяженностью 4300 км – начала строиться в 1974 г. На год раньше намеченного срока – 29 сентября 1984 г. рельсы двух веток БАМа (3102 км), прокладываемых навстречу друг – другу, сомкнулись на ст. Балбухта. Отныне скромный разъезд Балбухта на 877-м километре читинского участка БАМа занял особое место в летописи созидательного труда советских людей.

И хотя основные торжества по случаю укладки «золотого звена», сомкнувшего два крыла великой магистрали, состоялись на соседней ст. Куанда, рабочая стыковка произошла здесь двумя днями раньше. Именно 29 сентября 1984 г. на разъезде встретились монтажники двух прославленных комсомольско-молодежных бригад путеукладчиков – Ивана Варшавского и Александра Бондаря.

Между тем, идее БАМа более ста лет. В 1888 г. в «Трудах комиссии Русского технического общества по вопросу о железных дорогах через всю Сибирь» было высказано предположение о возможности проложить Транссибирскую магистраль не по южному, а по северному побережью озера Байкал. Такой вариант позволял сократить дорогу почти на 500 км. Однако первые же экспедиции и топографические съемки показали неосуществимость этого варианта для того времени.

И хотя трасса проложена примерно по широте Москвы и Глазго, зима здесь, в районе вечной мерзлоты, продолжается 8 месяцев, мороз достигает 60 градусов по Цельсию.

Сложнейший рельеф, изобилующий горными хребтами, обширными, болотистыми безжизненными площадями, суровый климат со стоградусным перепадом летних и зимних температур, почти необитаемый край, утопающий зимой в снежных заносах, а летом в буйных разливах множества рек, почва, промерзшая на сотни метров вглубь, высокая сейсмичность – вот что такое зона БАМа.

Но всего за 10 лет в таких сложных условиях строители проложили десятки километров тоннелей, воздвигли более двух тысяч мостов – в их числе грандиозные сооружения через великие сибирские реки Лену и Амур. БАМ – стройка поистине всенародная. Представители 130 национальностей и народностей страны приняли участие в создании «северного Транссиба». Десятки заводов СССР делали для магистрали экскаваторы и путеукладчики, рельсы, шпалы и другое оборудование.

Вот почему уже в октябре 1977 г. состоялись первые награждения медалью «За строительство БАМ». И не случайно в числе награжденных, наряду с группой рабочих и служащих Министерства транспортного строительства СССР, были и военнослужащие Советской Армии, участники строительства.

Программа «БАМ» не могла осуществиться ни в прошлом столетии, ни в 30-е – 60-е г.г. нашего века. Дело объясняется просто: после революции 1917 г., гражданской войны, иностранной интервенции, после второй Мировой войны у нашей экономики не было ни острой необходимости, ни возможности реализовать проект такого масштаба. Впрочем, подобного проекта, строго говоря, и не существовало: с самого начала речь шла, прежде всего, о прокладке рельсового пути. Лишь большая поисково-разведочная работа геологов, которая привела к открытию важных месторождений, научно-технический потенциал, накопленный Советским Союзом, смогли, объединившись, придать понятию “БАМ” совершенно иное звучание.

БАМ – это не только железная дорога, хотя новый путь к океану очень важен. БАМ – это стройка, решавшая в своё время главные проблемы размещения и развития производительных сил не только восточных районов нашей страны, но и всего СССР. Более того, как прозорливо писал ещё в 1930 г. видный советский ученый академик Глеб Кржижановский, “вопрос об ископаемых богатствах Сибири и об утилизации этих богатств – это даже не вопрос СССР, а вопрос мирового порядка”.

О чем конкретно идет речь? Взгляните на карту. Район площадью около 1,5 млн квадратных километров, длина которого достигает почти десятой доли экватора, а ширина в иных местах превышает 800 км, после тщательного изучения был разбит на 11 территориально-промышленных комплексов и промышленных узлов. Каждый из них в зависимости от минеральных богатств, энергетических ресурсов, рельефа, состояния и качества лесов и многого другого ещё сыграет свою роль в развитии всех сфер экономики.

Научно-организационную подготовку столь грандиозного дела осуществляли десятки научно-исследовательских, проектных, конструкторских учреждений и организаций, во главе которых находился Научный совет Академии наук СССР по проблемам БАМа, возглавляемый академиком Абелом Аганбегяном. Под руководством Госплана СССР была выработана целевая комплексная программа хозяйственного освоения зоны БАМа на период до 1990 г. Вот почему уже к 1984 г. по действующим участкам БАМа (на тот момент – 32-ой железной дороги страны) было перевезено около 42 млн. тонн грузов и 5 млн. пассажиров. А к дню пуска по БАМу первых поездов медалью было награждено уже около 10 тыс. человек. Всего же медалью “За строительство Байкало-Амурской магистрали” награждено около 170 тыс. человек.

Мазный Н.В. Старший научный сотрудник ГИМ