13 ноября
1568 - Ссылка митрополита Филиппа Иваном IV
Ссылка митрополита Филиппа Иваном IV
Великий князь Василий III
Царь Иван IV Васильевич (Грозный)
Вид Соловецкого монастыря
Владения Соловецкого монастыря.
Казни Ивана Грозного
Богоматерь Умиление
Св. Филипп митрополит Московский

Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычев, родился 5 июня 1507 г. в семье знатных бояр, представителей старинного московского рода, имеющего общие корни с Захарьиными (Романовыми) и Шереметевыми. Его дед, Иван Андреевич Колычев-Лобанов, нес ратную и посольскую службу, был воеводой в Новгороде. Отец заседал в Боярской думе и служил “дядькой” (воспитателем) брата Ивана IV Юрия. Дядя Федора Иван “ведал думу” Андрея Ивановича Старицкого, удельного князя из московского дома, — брата великого князя Василия III.

О первых тридцати годах жизни Федора сведения очень отрывочны: он рано научился грамоте, получил воинское воспитание, служил при дворе малолетнего Ивана IV.

Судьба Федора резко изменилась после неудачного восстания Андрея Старицкого. Падение удельного князя повлекло за собой казни и опалу его приверженцев, среди которых летопись называет многих Колычевых. Хотя отец Федора после восстания не пострадал, его сын покинул Москву. Он отправился в свои новгородские вотчины, затем в заонежье, в деревне Кижи на Онежском озере боярский сын нанялся пастухом у крестьянина. В 1538 г. Федор появился в Соловецкой обители. Скрыв от игумена своё родовое имя, он прошел обычный суровый путь монастырского послушника: рубил дрова, работал в огороде, расчищая и удобряя бедную каменистую почву. В 1539 г. Федор принял постриг под именем Филиппа.

Несколько лет Филипп провел в лесной пустыни. В 1548 г. с согласия монахов игумен Соловецкого монастыря назначил его своим преемником, а новгородский архиепископ Феодосий возвел в сан. Игуменство Филиппа оставило глубокий след в истории монастырского хозяйства: появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, построена сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставлены мельницы, в поморских вотчинах монастыря развивались промыслы, отстраивалась и украшалась обитель. Самому Филиппу приписываются различные технические изобретения и усовершенствования. Помимо хозяйственной деятельности соловецкий игумен совершал поездки в Новгород и Москву, участвовал в Стоглавом соборе 1550—1551 гг.

В 1564 г. царем Иваном IV, стремившимся к укреплению личной власти, была учреждена “опричнина”, которая ознаменовалась “опалой” представителей ведущих княжеских родов, конфискацией их земель, многочисленными казнями. Не одобряя опричных нововведений, митрополит Московский Афанасий добровольно сложил с себя сан. Сменивший его Герман был вскоре изгнан за то, что поучал царя. Иван IV и освященный собор призвали соловецкого игумена занять митрополичью кафедру, на что Филипп поставил условие отмены опричнины. Царь согласился только выслушивать “печалования” (заступничество) митрополита. 25 июля 1566 г. Филипп был возведен на митрополичий престол. На некоторое время казни прекратились. Но после возвращения Ивана IV из литовского похода осенью 1567 г. террор вспыхнул с новой силой.

Первоначально, заступаясь за гонимых, святитель пытался вести беседы наедине с царем. Не достигнув цели, он выносит свой спор на всенародный суд. Первое открытое столкновение митрополита с царем произошло 28 марта 1568 г. в Успенском соборе Московского Кремля. “Учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати о опришнине” — отметил летописец. Публичные обвинения Ивана IV привели к стремлению царя избавиться от непокорного митрополита. 8 ноября 1568 г. в Архангельском соборе во время службы Филипп был арестован. Опричники сорвали с него ризы, одели в грубое монашеское платье, “многошвенное и раздранное” и повезли из Кремля с бесчестьем, ругаясь и ударяя метлами.

Первой темницей митрополита стал Богоявленский монастырь “за ветошным торгом” в Китай-городе. Затем его перевозили из одной обители в другую, пока не сослали в тверской Отрочий монастырь. Здесь митрополит Филипп был убит опричником Малютой Скуратовым и похоронен. После смерти Ивана Грозного, настоятель Соловецкого монастыря обратился к царю Федору с просьбой похоронить святителя Филиппа в церкви Зосимы и Савватия в соловецкой обители. В 1652 г. состоялось новое торжественное перенесение мощей — в московский Успенский собор. Во всех церквях России стали прославлять память святого Филиппа.

Соколова О. В. Научный сотрудник ГИМ