Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
14 (25).11.1717 г. Родился А.П. Сумароков
ХУДОЖНИК Ф.С. РОКОТОВ. ОКОЛО 1777 Г. ХОЛСТ, МАСЛО
Портрет А.П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717–1777) вошел в историю русской литературы не только как драматург, автор популярных лирических песен, басен, но и как один из основных теоретиков русского классицизма. Ему принадлежат эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве», созданные в 1748 г. и ставшие манифестом этого литературного направления.

Он родился в 1717 г. в Финляндии, близ Вильманстранда, где стоял полк его отца, Петра Панкратьевича, принадлежавшего к старинному дворянскому роду, крестника Петра Великого и искреннего сторонника его реформ. Как и все дворянские дети Александр поначалу обучался дома под руководством отца, человека образованного, в особенности по части литературы, и иностранных гувернеров.

В 1732 г., 14-ти лет от роду, Сумароков был отдан в только что созданный Сухопутный шляхетный корпус – первое светское учебное заведение повышенного типа, готовившее к военной и штатской службе. Преподавание там носило поверхностный характер, но среди воспитанников был широко распространен интерес к поэзии и театру. Кадеты участвовали в придворных празднествах (выступали в балетных дивертисментах, в драматических спектаклях), подносили свои оды императрице. Тогда же начал писать стихи и будущий «северный Расин».

Выпущенный из корпуса в 1740 г., Сумароков служил адъютантом сначала у вице-канцлера графа М.Г. Головкина, затем – у фаворита императрицы Елизаветы, графа А.Г. Разумовского, что открыло ему возможность бывать в высшем обществе столицы и привело к знакомству с наиболее выдающимися лицами эпохи. В 1756 г., к тому времени уже известный своими трагедиями и комедиями автор, он назначается директором только что основанного профессионального Российского театра. На его плечи легли все заботы о театре: он был и режиссером, и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял афиши и газетные объявления. В 1761 г., в результате конфликта с начальником придворной конторы К. Сиверсом, в ведении которого находился и театр, Сумароков вынужден был уйти в отставку. С этих пор он более нигде более не служил, отдавшись целиком литературной деятельности.

Имея характер вспыльчивый и раздражительный, самолюбивый и строптивый нрав, Сумароков легко наживал себе врагов. В то же время, он имел доброе сердце, готов был поделиться последним с попавшим в беду. В семейной жизни Сумароков не был счастлив. Он был женат три раза, причем два последних его брака были с крепостными крестьянками. Последнее обстоятельство рассорило его с дворянской родней. Из четырех его сыновей один умер в молодости; трое других утонули, стараясь спасти друг друга. Дочь Екатерина (1746–1797), была замужем за писателем Я.Б. Княжниным. Последние годы жизни писателя отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртному и было причиной смерти Сумарокова 1(12) октября 1777 г. в Москве. Поскольку все его имущество было продано в уплату долгов, хоронили его на свой счет актеры Московского театра.

Литературно-общественная деятельность Сумарокова – одна из заметных страниц в развитии идеологии передового русского дворянства XVIII в. Будучи сторонником монархического правления, он вместе с тем резко выступал в своих произведениях против деспотизма. Его идеалом был просвещенный монарх-реформатор, такой как Петр I. Отстаивая интересы своего класса, он выступал за сохранение крепостного права. При этом во многих произведениях он яростно бичевал «извергов природы» – помещиков, злоупотребляющих своей властью, сдирающих «со крестьян своих кожу». Сумарокова по праву считают родоначальником новой русской драматургии. Им создано 9 трагедий и 12 комедий, принесших ему подлинную славу у современников. В его трагедиях ясно прослеживаются общие особенности этого жанра классицистической драматургии – единство времени, места и действия; разделение персонажей на положительных и отрицательных; пятиактная композиция и др. Основной конфликт в них обычно заключается в борьбе разума со страстью, общественного долга с личными чувствами, и побеждает в этой борьбе общественное начало. Подобная коллизия и ее разрешение были призваны воспитывать гражданские чувства у зрителя, внушать мысль о том, что государственные интересы – превыше всего. Сюжеты для большинства трагедий драматург брал из отечественной истории, хотя его историзм был весьма условным, а заимствования из европейской классики для читающей публики не были секретом.

Комедии Сумарокова пользовались меньшим успехом, чем его трагедии, так как были чаще всего добавлением к основной части спектакля и состояли, преимущественно, из одного акта. Этот жанр он часто использовал в качестве памфлета против литературных противников (в «Тресотиниусе» высмеивался Тредиаковский), личных врагов (в «Лихоимце», «Приданом обманом» – разоблачался его шурин). В одной из лучших своих комедий «Рогоносце по воображению» драматург создал колоритные образы невежественных помещиков Викулы и Хавроньи, литературных предшественников господ Простаковых и Скотининых из «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Цель комедии Сумароков определил в одном из своих стихотворений: «Издевкой править нрав; смешить и пользовать прямой ее устав». Комедии Сумарокова наряду с сатирами, баснями, эпиграммами, сатирическими хорами и некоторыми эклогами представляют богатый материал для изучения духа эпохи и общества XVIII в.

Сумароков выступал за равноправие всех жанров поэзии, в отличие от Ломоносова, отдававшего предпочтение «высокой» поэзии. Его собственное творчество было в русской литературе XVIII в. самым разнообразным в жанровом отношении. Большой популярностью у современников Сумарокова пользовались его басни (им создано около 400 басен), которым поэт сумел придать характер сценок из жизни, наполнил их злободневным содержанием, выступил против многих социальных пороков (бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными) и человеческих недостатков.

Простой разговорный язык и метрика (разностопный ямб) басен, афористичное звучание их концовок были значительным достижением Сумарокова по сравнению с его предшественниками в этом жанре – А.Д. Кантемиром, В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым. Он выступает подлинным новатором в этом жанре, пролагая дорогу И.А. Крылову. «Сокровищем российского Парнаса» назвал басни Сумарокова Н.И. Новиков. Пожалуй, наибольшее распространение среди самых широких читательских кругов получила лирика писателя, которая была связана, прежде всего, с любовной темой. В эклогах, элегиях и идиллиях поэт воспроизводил условный мир утех, предусмотренных поэтикой классицизма, а в песнях раскрывал целый мир искренних душевных переживаний – неразделенной, «незаконной» и торжествующей любви, тоски, разлуки, ревности. Ряд лирических стихотворений посвящен личным переживаниям и раздумьям, перипетиям судьбы их автора, чем Сумароков предвосхищает одно из главных художественных открытий Г.Р. Державина.

В целом творчество А.П. Сумарокова пользовалось большим успехом у современников и явилось важным этапом в развитии русской литературы и театра.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ, к. и. н.