Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
1 ноября
1851 - Открытие железной дороги Москва-Петербург
Открытие железной дороги Москва-Петербург
Литография Лилье
Железная дорога 1853 г.
Фотография
Железнодорожный состав 1899 г.
Фотография
Здание железнодорожной станции 1899 г.
Литография Ж.Жакотте по оригиналу И.И.Шарлеманя  1853 г. Литография, акварель Фрагмент
Вид здания Николаевского железнодорожного вокзала
Литография Ж.Жакотте по оригиналу И.И.Шарлеманя  1853 г. Литография, акварель
Вид Каланчевской площади и здания Николаевского железнодорожного вокзала

Изобретение парового двигателя открыло новую эпоху в развитии мировых путей и средств сообщения. После того, как в 1825 г. англичанин Стефенсон построил первый паровоз, железнодорожная лихорадка охватила Европу, а затем и другие страны света. В 1830-х гг. железные дороги появились уже в Австрии, Германии, Бельгии, Франции, США и довольно быстро показали все экономические выгоды этого нового способа транспортировки грузов.

В 1835-37 гг. на средства частных инвесторов был проложен первый в России железнодорожный путь Петербург - Царское Село. В 1838 г. он был продлен до Павловска. Это была "пробная" дорога; она имела местное значение, пролегала по дачной местности и, конечно, экономическая целесообразность ее была невелика, так что прибыли участников "Царскосельского акционерного общества" были небольшими. Это стало причиной того, что удачно начатый опыт несколько лет потом почти не имел продолжения. Частные лица не испытывали большого желания вкладывать свои средства в финансирование нового железнодорожного проекта.

Между тем, чем дальше, тем сильнее в России ощущалась потребность в новом скоростном транспорте. Отсутствие железных дорог грозило сделаться серьезным тормозом на пути экономического прогресса. В 1842 г. было принято решение соединить рельсовым путем Петербург и Москву и строить его на государственные средства. Необходимых денег – нескольких десятков миллионов рублей – в государственной казне не нашлось. Пришлось делать заграничные займы, которые составили потом существенную часть российского внешнего долга.

Длительные и ожесточенные споры велись вокруг вопроса о направлении новой дороги, о том, через какие города, кроме Петербурга и Москвы, она пройдет. Многие специалисты полагали, что следует идти через Великий Новгород, но у этой точки зрения были и противники. Спор решил император Николай I. Когда его спросили, по какому направлению вести дорогу, он положил на карту линейку, провел карандашную черту между Петербургом и Москвой, и сказал: "Вот вам направление". Это решение в итоге привело к тому, что построенная дорога оказалась на 70 верст короче, чем если бы ее вели через Новгород. С другой стороны, прокладывать ее пришлось по болотистым и пустынным местам между Волгой и Волховом, вдали от густонаселенных мест. Это усложняло подвозку строительных материалов и затрудняло производство работ. Оба эти обстоятельства открыли широкий простор для всевозможных злоупотреблений – приписок и прямого воровства.

Из 100 миллионов рублей, в которые в конце-концов обошлась дорога, по крайней мере 20-30 миллионов разошлось по карманам подрядчиков и нечистоплотных администраторов. Очень сложны были условия, в которых трудились на строительстве рабочие. Болота, тяжелая глинистая почва, плохие жилищные условия, скудное питание и отсутствие медицинской помощи приводили к тому, что многие надрывались, калечились, заболевали малярией и тяжелыми простудами и умирали. Безрадостные картины этой девятилетней стройки, унесшей много человеческих жизней, были описаны Н. А. Некрасовым в его стихотворении "Железная дорога".

Несмотря на все трудности, построена дорога капитально. Её выбранное Николаем I направление обусловило то, что пути на 95% состоят из прямых участков рельс. Было построено 272 больших сооружения, 184 моста. В строительстве принимали участие многие видные ученые и инженеры, в том числе П. П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. О. Крафт и др. В Петербурге и Москве были воздвигнуты одинаковые по архитектуре вокзалы. Дорога в честь Николая I получила название Николаевской. 1 ноября 1851 г. она была торжественно открыта.

Бокова В.М. Зав. сектором ГИМ