23 ноября
1803 - Родился Федор Иванович Тютчев, поэт, дипломат, публицист, мыслитель.
1942 - Окружение немецких войск под Сталинградом
Родился Федор Иванович Тютчев, поэт, дипломат, публицист, мыслитель.
Портрет Ф.И. Тютчева.
Портрет Ф.И. Тютчева.
Портрет Э.Ф. Тютчевой (1810-1894).
Автографы Ф.И. Тютчева

23 ноября ( 5 декабря) 1803 г. родился Федор Иванович Тютчев, поэт, дипломат, публицист, мыслитель.

Имя Ф. И. Тютчева (1803-1873), связано с политической и духовной культурой России и Европы. Взаимодействие двух цивилизаций нашло яркое отражение в фактах его биографии, творчестве, государственной и общественной деятельности поэта. Вся умственная деятельность Ф.И. Тютчева была направлена на решение проблемы «Россия и Запад», в разработке которой принимали участи выдающиеся личности 19 - н. 20 вв.:В.Ф. Одоевский, Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ф.М. Достоевский, К. Н.Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов и др

Родился Федор Иванович 5 декабря 1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда. Детство и отрочество прошли в дворянской семье, где переплетались народные традиции, европейская мода, благочестивость, звучали иностранные и родной языки, читались произведения античной, европейской и русской литературы. С 1819 по 1821 гг. Федор учился на словесном отделении Московского университета. В 1919 г. появилась первая публикация его стихотворения «Послание Горация к Меценату».

Служба молодого человека началась в должности секретаря русской дипломатической миссии в Мюнхене, где Тютчев прожил 20 лет. В 1837 г. Тютчев был назначен старшим секретарем российского представительства в Турин, столицу Сардинского королевства. Карьера дипломата была закончена выходом в отставку в 1839 г. В Европе прошли 22 года жизни Тютчева. Здесь он сформировался как поэт и политический мыслитель. Из 390 стихотворений Тютчева 128 относится ко времени пребывания за границей, в том числе и широко известное «Люблю грозу в начале мая...». Здесь же создано и большее количество переводов европейских поэтов: Гете, Байрона, Беранже, Шекспира, Расина, Гюго, Шиллера, Мандзони, Микеланджело. Тютчев стал первым переводчиком Г.Гейне на русский язык. В 1836 г., на страницах пушкинского «Современника» появился ряд стихотворений Тютчева, привезенных из-за границы его друзьями, и таким образом, русский читатель впервые познакомился с новым поэтом.

В Мюнхене Тютчев женился (1826) на графине Элеоноре фон Ботмер, "бесконечно очаровательной", "хорошо понимающей человеческое сердце". После смерти жены, в 1839 г. Тютчев обвенчался с баронессой Эрнестиной Дернберг, которая стала, по его признанию, его «земным провидением», «Божим даром».

Длительное пребывание за границей обострило чувство национального самосознания, а приверженность России стала основой его духовной и общественной активности. "В Тютчеве, как в интеллигентном фокусе, сосредоточились одновременно лучи русской поэзии и лучи русской политической мысли", заметил его молодой современник А.П. Плетнев.

Публицистический дебют Тютчева состоялся в 1844 г., когда европейская ситуация осложнилась в связи с ростом противоречий между западными государствами в борьбе за влияние на Балканах и Ближнем Востоке. Западная Европа была заинтересована в ослаблении положения России в этих регионах. Пресса постоянно нападала на политический курс России. Страстно защищая отечество, Тютчев выступил оппонентом западной прессы на страницах немецких изданий. Как писал И.С. Аксаков "Впервые раздался в Европе твердый и мужественный голос Русского общественного мнения».

В 1848-1849 гг. под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 г.Тютчев написал статьи "Россия и революция" и «Папство и римский вопрос", в которых излагал свои воззрения на революционные процессы. Революция, по мнению автора, – чистейший продукт Запада. "1848 год явился землетрясением... Запад исчезает, все рушиться и гибнет в этом общем воспламенении." Лишь Россия непоколебима, в ней правит законная власть, освященная христианской верой.

Более 30 авторов откликнулись на статьи Тютчева в Берлине, Брюсселе, Кельне, Кракове, Лондоне, Мюнхене, Познани, Штуттгарте, и более всего, - в Париже. Оппонентами признавался талант русского автора, человека "выдающегося ума.

В 1844 г. Федор Иванович Тютчев возвратился на родину и на государственную службу в министерство иностранных дел. Цензор при Особой канцелярии, старший цензор, председатель Комитета цензуры иностранной - таковы ступени его чиновничьей карьеры.

Начало нового царствования Александра II (1856-1881), политику преобразований Тютчев назвал словом «оттепель». Тютчев приветствовал крестьянскую реформу 1861 г., освобождение крестьян, но резкую критику Федора Ивановича вызывало нерадивое проведение преобразований в жизнь. Он считал, что чиновническая система оторвана от исторического прошлого страны, поэтому представители власти не понимают настоящего.

Ф.И. Тютчев категорически не принимал революционных методов переустройства государственной системы. Пистолетный выстрел террориста Д.Каракозова, стрелявшего в императора Александра II в 1866 г., «лег позорным пятном на всю историю российского народа», писал Тютчев, но, в то же время, убежденный, что " все революционное в России – мираж", с уверенностью полагал, что террористический заговор – всего лишь симптомом, а сами заговорщики настолько ничтожны, что не представляют никакой опасности для государства.

Отвечая на потребности русского общества в иностранной литературе, Тютчев-цензор пропускал ранее запрещенные книги Бернса, Диккенса, Теккерея, Дюма, Бокаччо, Спинозы, Тьера, Гизо, Дарвина и др.

Поэт и мыслитель, Тютчев был убежден: Россия – органическая составная часть Европы, но ей предопределено высокое назначение. Один из критериев этого предназначения - православие. Православная этика отвергает индивидуализм, и в России, в отличии от Запада, развита способность подчинять частные интересы общим. Истинное, народное православие вытекает из обрядов, устава жизни, благочестия.

В 1854 г. вышел отдельным изданием первый сборник стихотворений Тютчева, в 1868 г. – второй. Как и прежде, почти все стихи Тютчева о природе, любви, истории, судьбе человека и человечества, противоречиях и гармонии мира полны философским осмыслением. Спорные, историософские взгляды Тютчева - не плод мысли одного человека, - они развивались в контексте общеевропейской политической и духовной жизни и были характерны как в Европе, так и в России. Поэзия же Ф.И. Тютчева - составная часть общеевропейской культуры.