Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
26 ноября
1763 - День рождения президента императорской Академии Художеств А.Н.Оленина
День рождения президента императорской Академии Художеств А.Н.Оленина
Портрет А.Н.Оленина. Гравюра Н.И.Уткина по оригиналу Крюгера.
Портрет А.Н.Оленина. Художник А.Г.Варнек. Холст, масло
Вид императорской Академии художеств в Петербурге.
Вид набережной Академии художеств ранним утром. Художник М.Н.Воробьев. 1835 г.

Оленин Алексей Николаевич (1763 1843) действительный тайный советник, член Государственного Совета (1827); историк, археолог, палеограф, художник-любитель. Директор Императорской Публичной библиотеки (1811). Президент Императорской Академии художеств (1817 1843).

Родился в Москве. Воспитанник княгини Е.Р.Дашковой. По повелению Екатерины II был принят в Пажеский корпус. С 1780 г. продолжил образование в Дрезденской Артиллерийской школе и Страсбургском университете, где с особым рвением занимался «историей и искусством», став знатоком классических древностей. По возвращении поручик Оленин был избран в 1786 г. в члены Российской Академии за составление им «толкования многих военных русских старинных речений».

Первоначально, служил по квартирмейстерской части, занимался также обустройством конной артиллерии. В 1789 1795 гг. принимал участие в шведской и польской кампаниях. С 1795 г., выйдя в отставку, продолжил службу в Правлении Ассигнационного Банка, управляющим Монетным Двором, где получил глубокие познания, легшие в основу книги «Опыт о правилах медальерного искусства» (1817). Был обер-прокурором в одного из департаментов Сената, директором школы титулярных юнкеров, учрежденной для образования юристов. Во время антинаполеоновской войны 1805 1807 гг. вступил в земское ополчение с поста товарища министра уделов (1803).

При этом Оленин продолжал ревностно заниматься археологией, собирал памятники отечественной древности. Был избран почетным членом Академии художеств (1804) и Оружейной палаты (1807). Организаторские дарования и широкая образованность послужили основанием для назначения Оленина сначала помощником, а затем директором Публичной библиотеки.

Основанная еще в 1795 г. первая Публичная библиотека была отстроена с большими недоделками лишь к 1800 г. Состав «древлехранилища» пополнялось памятниками древнерусской и европейской письменности из эрмитажных собраний, но в основном за счет дарений и пожертвований частных лиц. В 1809 г. Оленин издал первое в России руководство по организации фондов «Опыт нового библиографического порядка», разработал структуру библиотеки, определяя русские издания в особое отделение с установлением правила об обязательной доставке всего, что выходило нового, тем самым, подчеркивая национальный характер Публичной Библиотеки. Первый регламент ознаменовал и ее основной принцип: «На пользу общую», «без разбора лиц».

Отечественная война 1812 г. отодвинула открытие Публичной библиотеки. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти из Петербурга «все рукописи и лучшие книги». Но в тоже время обогатила собрание, поскольку Оленин считал, что необходимо собирать все «до истории отечества нашего касающихся». Приказы и известия по русской армии, «летучие листки», газеты, выходившие на оккупированной французами территории, рукописные свидетельства участников и очевидцев сражений поступали на хранение в библиотеку. Сам Оленин во время войны исправлял должность дежурного генерала при главнокомандующем земским войском 1-ой области, был награжден золотой медалью с правом ношения земского мундира. С апреля 1812 г. состоял правящим государственным секретарем до назначения членом Государственного Совета. Он также принимал активное участие в создании сатирических карикатурных листов, зло и едко высмеивающих наполеоновскую армию.

Вскоре по окончании войны, на фоне общественного подъема, торжественно была открыта и Публичная библиотека. В первые годы после открытия ее ежегодно посещало от 500 до 600 человек, разнившихся по своему социальному положению: ученые, чиновники, военные, представители духовенства, купцы, мещане, студенты. В 1817 г. документы фиксировали появление и первых читательниц. В дальнейшем за «время Оленина» было выдано свыше 15 000 читательских билетов. О Библиотеке охотно писали, ее называли «общенародным хранилищем». Оленин уважительно относился к своим сотрудникам, прислушивался к их мнению и был убежден, что в «храме просвещения» должны служить люди образованные и сведущие в литературе, искусстве и науках. Его стараниями здесь возникла культурная среда, создавшая особую атмосферу, привлекательную как для библиотекарей, так и для читателей. Среди сотрудников было много незаурядных, талантливых людей, правда, совмещавших качества противоположные для службы, что в свою очередь породило много анекдотов и кривотолков о колоритной фигуре директора и его «парнасском» окружении.

Про Оленина говорили, что он делил свое время и силы «между службой и дружбой». В его доме на Фонтанке и на даче в Приютине встречался почти весь литературный и художественный Петербург. Трудно назвать имя известных в то время поэтов, литераторов, художников, кто не посещал знаменитого «салона Олениных». Он поощрял и поддерживал литературные и научные занятия многих своих гостей, не отставая сам, как исследователь. Принимал участие в составлении славяно-русского словаря, который не исключал даже «наречия простолюдинов». Писал работы, посвященные археологическим изысканиям, положил начало русской палеографии, разбирая и критически оценивая надписи на древних памятниках. Среди его наиболее известных трудов: «Кратное рассуждение об издании полного собрания русских летописаний» (1814); «Рязанские русские древности...» (1831).

В кружке Оленина с сочувствием встречались новые культурные проявления, но более приветствовалось стремление запечатлевать идеализированные образы, присущих и классическому миру, и преданиям русской древности. «…В этом сказалась и его любовь к археологии, и его горячее патриотическое чувство». Подобное направление вкусов и взглядов кружка Оленина не могло не вызывать критики, а порой и недоброжелательного отношения: неистребимая любовь к древней классике, подчас мешала видеть ростки новых культурных явлений.

Назначение Оленина в 1817 г. президентом Академии художеств было встречено в обществе неоднозначно. Отдавая дань его знаниям, энергии и трудолюбию, не утихали пересуды о его «ласкательстве», «заискивании у сильных», дипломатичных уловках и осторожности в суждениях.

Между тем, значительное место было полно изъянов. После войны и президентства графа А.С.Строгонова он получил Академию расстроенную «во всех ее частях». В сравнительно короткий срок новому президенту удалось избавится от долгов и получить крупные пособия, увеличив бюджет. Он занимался переделкой и строительством новых зданий, обогащением учебных и художественных пособий, проектом новой системы образования и штата Академии, разработкой теоретических курсов и учебных пособий по истории и теории искусства для студентов Академии. Его стараниями было улучшено положение художников-пенсионеров, отправляемых за границу. В оценку достижений и помощь студентам при обучении было составлено «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии Художеств с 1764 по 1829 г.». Однако, в бытность его президентства сохранились нарекания современников в навязывании «псевдоклассицизма», который «стеснял свободу и непосредственность творчества и удалял его от верного, не подкрашенного воспроизведения действительности».

Не всеми нравилось и его чрезмерное предпочтение к изучению древностей, идеализация русского прошлого, в сравнение с другими проявлениями истории и искусства. Но Оленин был одним из первых, кто осознавал необходимость привести в известность имеющиеся и пропадающие памятники, сделать хотя бы поверхностное их описание: «Если “История Российская доселе составляет токмо самое скучное летосчисление”, то это происходит главным образом по той причине, что у нас не только не обработан, но даже не приведен в известность богатый археологический материал …вещественные памятники древности», объяснял свои позиции поборник русской старины.

По его настоянию отправлялись экспедиции «для открытия и описания древних достопамятностей», делались зарисовки древнерусских памятников и «деталей эпохи», продвигался фундаментальный проект издания «Древностей Российского Государства» Ф.Г.Солнцева, в котором президент сам принимал участие, составляя объяснительные тексты к рисункам. В 1841 г. он написал «План издания Древностей, вступление и проект заглавия», но не увидел труд завершенным. Знаменитые тома, ценимые и в наше время, были опубликованы лишь несколько лет спустя после кончины неутомимого президента.

В.О.Ключевский спустя годы писал об А.Н.Оленине: «В продолжении 50 лет до 1843 года трудно вспомнить в ходе русского просвещения крупное дело или крупного дельца, не припоминая и Оленина. Не быв крупным светилом, он как-то умел бросить свой луч на каждое современное ему светлое явление… нашей культурной жизни». Другой историк М.И.Семевский, объективности ради, замечал: «Разноречивые толки о его личности составляют камень преткновения для будущего биографа; приязненные или враждебные отзывы о нем до того односторонни, что из них трудно выработать верную характеристику этого государственного деятеля».