Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
18 декабря – день рождения митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова)
Неизвестный художник. 1820-е гг. Холст, масло
Портрет митрополита Евгения (Болховитинов)
 Литография. 1820-е гг.
Духовная академия в Александро-Невской Лавре в Петербурге.
Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом.
Гравюра 1-я четверти XIX в.
Руины Десятинного храма в Киеве, одного из первых храмов на Руси.
Рисунок. 2-я четверть XIX в.
Эскиз реконструкции Десятинного храма в Киеве.

Митрополит Евгений – до принятия монашеского пострига, в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767–1837). Родился в Воронеже, в семье священника. В десять лет остался сиротой и был определен для обучения в архиерейский певческий хор, затем в 1778 г. — в Воронежскую семинарию. По благословению свт. Тихона Задонского (бывшего епископа Воронежского) был послан на обучение в Москву в Славяно-греко-латинскую Академию, на средства семинарии. В 1784 1788 гг. помимо Академии посещал лекции в Московском университсте с разрешения митрополита Московского Платона (Левшина), получив от иерарха и благословение подрабатывать корректором и переводами в типографии и «Филологической семинарии» масонов Н.И.Новикова и И.Е.Шварца. В кружке Н.И.Новикова сблизился со знаменитым архивистом, племянником московского архиепископа, Н.Н.Бантыш-Каменским, внушившим ему особый интрес к древним источникам и литературе.

По окончании Академии, в 1789 г. Евфимий Болховитинов вернулся в Воронеж и был назначен сначала преподавателем, а затем вице-префектом и библиотекарем в родной семинарии. В 1799 г. был рукоположен в сан священника, получив место протоиерея в уездном Павловске с сохранением прежней должности. Одновременно получил назначение «в пристствие» Воронежской консистории. Пробужденный интерес к истории и церковной археологии побудил настоятеля заняться архивными поисками и описанием родных мест. В 1800 г. был опубликован его первый труд «Историческое описание воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний... Е. Болховитиновым». Мечтал он продолжить свои труды «описанием истории России».

По трагической потере своей семьи: супруги и трех детей, отец Евфимий при посредничестве старого знакомого Н.Н.Бантыш-Каменского был переведен в Петербург и в 1800 г. по настоянию и благословению Петербургского митрополита Амвросия (Подобедова) принял монашеский постриг с именем Евгений. Вслед за этим был определен префектом Александро-Невской академии и преподавателем философии и высшего красноречия. Высокие духовные качества и образование способствовали скорому возведению его в сан архимандрита Зеленецкого монастыря и назначению присутствующим в Петербургской консистории. С 1802 г. он начал читать курс богословия в Академии уже в качестве архимандрита Петербургской Сергиевой пустыни.

Иерарх «эпохи Просвещения», его интересы находились более в сфере просвещения, нежели церковно-административной деятельности, поэтому, с наступлением Александровского правления, архимандрита живо интересовала начавшаяся реформа светской школы. «Как археолог и историк, он хорошо был знаком с прошлым духовной школы, как педагог и учитель, знал в совершенстве современное ее положение и близко принимал к сердцу ее нужды и ее судьбу… По собственным его словам, он "натолкивал" первенствовавшему в Синоде петербургскому митрополиту Амвросию идею о необходимости реформы духовной школы». Митрополит Амвросий, сам не чуждый проблемам церковного образования, получив одобрение императора на подготовку таких преобразований, разработку их поручил отцу Евгению. «Предначертание» план предварительный реформы, он закончил в 1804 г., будучи уже епископом Старорусским, викариием Новгородским. «Проект был читан государю и отменно уважен, потом поступил на рассмотрение Синода, где тоже заслужил одобрение. Не доставало разработки экономической стороны, которая была поручена более сведущему в этих вопросах иерарху», но в 1806 г. молодой епископ был избран в действительные члены Императорской Академии наук.

В 1808 г. архиерей-ученый получил епархию в Вологде, затем, в 1813 г. занял Калужскую кафедру, а через три года – Псковскую, с хиротонией в сан архиепископа. Здесь владыка любил бывать в основанном в XV в. недалеко от Пскова Крыпецком Ионно-Богословском монастыре, описание которого он сам составил. В 1822 г. он был назначен на киевскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого. В 1825 1827 гг. – член Святейшего Правительствующего Синода.

Все это время, помимо своих обязанностей, он занимался историческими изысканиями. Под его руководством и при деятельном участие была составлена «История русской иерархии» иеромонаха Амвросия (Орнатского), изданная в 6 томах. Сам иерарх составил «Словяно-русскую церковную историю», которая осталась не изданной. Более 30 лет он собирал материал для «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви», изданного на средства государственного канцлера, мецената и коллекционера графа Н.П.Румянцева, с которым сложился у преосвещенного тесный союз по сохранению и описанию памятников древнерусской культуры.

С 1811 г. епископ Евгений сблизился с деятелями «Ученой дружины» румянцевского кружка, занятых поисками и собиранием на средства Н.П.Румянцева памятников древнерусской письменности. Сам граф стал одним из постоянных корреспондентов епископа, часто обращался к нему за научными сведениями и советами по приобретению и атрибуции раритетов. В 1825 г. вышел их совместный труд «Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии: С присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов и фасадов константинопольской и киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия». Примечательно, что спустя годы именно здесь, в Сретенском приделе Софийского собора был погребен высокопреосвещенный, скончавшийся 23 февраля 1837 г.

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений был одним из редких церковных деятелей, кто осознавал важность сохранения не только самой догматической традиции православия, но именно ее материального воплощения. Он сам ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи, в его дом доставлялись всякого рода архивные материалы, среди которых были спасены сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Оттенского и многих других отцов церкви.

В 1824 г. митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви, одного из первых храмов и святынь православной Руси. Здесь были найдены остатки росписи, фрагменты мрамора и мозаики Х в., выполнены обмеры и зарисовки оставшихся руин, что позволили в дальнейшем создать реконструкцию первоначального вида храма. В 1828 г. после освящения старого места, началось строительство нового Десятинного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, завершенное уже после кончины митрополита в 1842 г. Новый облик был далек от первоначального вида храма, но был выполнен с использованием элементов древнерусской архитектуры «византийско-русского» стиля, формировавшегося в то время.

Список наград, званий, церковных должностей митрополита Евгения весьма значителен, неоценим его научный вклад в описание и исследование многие исторических материалов и книг, который не утратили актуальности даже в наши дни.