Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
2 декабря
Память святителя Филарета митрополита Московского
Портрет худ. Рачкова 1857 г. Картон, масло
Филарет, митрополит Московский
1892 г. Бумага, литография, тип. печать
Общий вид Троице-Сергиевой лавры
СПб., 1814 г.
Слово архим. Филарета, ректора Санкт-Петербургской духовной академии на день Введения во храм Пресвятой Богородицы, говоренное в церкви Живоначальной Троицы в доме кн. А.Н.Голицына
М. 1845 г. Бумага, тип. Печать, переплет - картон, кожа
Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи
СПб., 1821 г.
Филарет, архиепископ Московский. Слово при вступлении в управление Московскою паствою, говоренное в Большом Успенском соборе, 14 августа 1821 г.
Гравюра, 1838 г.
Соборная площадь с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле
3-е изд., СПб., 1861, принадлежало вел. кн. Александру Александровичу (будущему имп. Александру III)
Евангелие на славянском и русском наречии
Литография А. Козлова, 50-е гг. XIX в.
Протасов Н.А., граф, обер-прокурор Св. Синода в 1836–1855 гг.
Подлинник, подпись - автограф, 20 октября 1848 г.
Отношение обер-прокурора Св. Синода гр. Н.А. Протасова Филарету, митр. Московскому о препровождении на отзыв сочинения еп. Рижского Филарета (Гумилевского) “Сличение лютеранского учения с православным”
Литография, 1867 г.
Древняя Успенская церковь в Гефсиманском скиту
Гравюра И. Пожалостина, 1868 г.
Филарет, митрополит Московский
24 ноября 1867 г.
Церемониал перенесения тела почившего Филарета, митр. Московского из Чудова монастыря на место погребения в Троице-Сергиеву лавру

Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX столетия, удостоившийся за свою церковно-общественную и просветительскую деятельность причисления к лику святых.

Родился будущий святитель 26 декабря 1782 г. в городе Коломне Московской губернии в семье священнослужителя. В 1791-1799 гг. Василий обучался в Коломенской духовной семинарии. После ее упразднения закончил образование в Троицкой Лаврской семинарии - одной из лучших тогда в России. Там Дроздов был замечен Московским митрополитом Платоном, который угадал в нем высокие ученые и нравственные дарования. Окончив курс наук, Василий в 1803 г. был определен учителем в ту же Лаврскую семинарию. В 1808 г. по совету митрополита Платона он принял монашеский постриг с наречением имени Филарет.

Последующие 10 лет профессорства и ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии были полны напряженной педагогической и ученой работы. Тогда ярко раскрылся проповеднический талант Филарета, привлекший к нему внимание, как среди образованных верхов, так и среди широких слоев общества. Слог его произведений, чуждый внешних пустых красот, и в то же время полный внутренней силы, сыграл решающую роль в складывании нового проповеднического стиля, оказал влияние на сам литературный русский язык.

Его новое, но вместе с тем, прочно основанное на традиции толкование богословских истин заставляло слушателей размышлять, доводило эти истины до сердца и ума. Писал свои проповеди Филарет вдохновенно, быстро, практически набело. Неудивительно, что именно ему в начале 1820-х гг. было поручено составление «Христианского катехизиса» - книги, которая содержит в краткой систематической форме основы вероучения Православной Церкви. Святитель с блеском справился с этим заданием. Его сочинение до сих пор не устарело и пользуется заслуженным авторитетом.

В 1817 г. Филарет (архимандрит - с 1811 г.) был призван к высокому архиерейскому служению. 5 августа состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1819 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа с назначением на Тверскую кафедру и в члены Св.Синода. В 1820 г. он был переведен в Ярославль, а 2 июля 1821 г. - в старейшую и важнейшую Московскую епархию. 22 августа 1826 г. император Николай I, в день своей коронации, возвел Филарета в сан митрополита.

За свою обширную богословскую и проповедническую деятельность Филарет справедливо называется учителем Церкви, но у него есть еще одна важная заслуга - неустанная работа по воцерковлению всего русского народа (ибо тогда стало очевидным - православный русский народ требует нового христианского просвещения). Для этого нужно было, чтобы Библия зазвучала на общепонятном русском языке. Дело всей жизни святителя Филарета, его подвиг - перевод книг Священного Писания с церковнославянского на современный ему русский язык. Сначала, в 1816-1826 гг., он деятельно занимался переводом в рамках Библейского общества.

После его закрытия Московский архипастырь несколько раз с риском для своей карьеры предпринимал попытки возобновить это благое начинание, которое тогда не пользовалось поддержкой в высших правительственных сферах, и добился успеха только в 1856 г. С этого времени и до самой смерти он был главным деятелем Синодального перевода Библии на русский язык.

Не было ни одной важной общецерковной проблемы, в разрешении которой бы он не принял активного участия. Филарет почти ежегодно до 1842 г. заседал в Св.Синоде и имел в нем большое влияние на ход дел. Трудясь на благо Церкви, он всеми силами пытался ослабить бюрократическое мертвящее давление, которое государство оказывало на нее через обер-прокуроров. В конце концов, стараниями самого одиозного из них, графа Н.А. Протасова, в мае 1842 г. он был удален из Петербурга в свою епархию. Это удаление, почти опалу, архипастырь перенес очень тяжело, но не потерял мужества, а вскоре выяснилось, что без его мудрых советов многие дела не находят удовлетворительного разрешения. Начиная с 1846 г. тот же Протасов стал посылать ему в Москву на рассмотрение документы по многим вопросам, которые требовали синодального решения. Так же поступали и последующие обер-прокуроры Св.Синода.

Масштаб личности митрополита Филарета поражает. Таланты богослова, писателя, поэта, ученого, церковного администратора сочетались в нем с высокой духовной подвижнической жизнью, которая стяжала ему дары прозорливости и чудотворения. Для многих людей своего времени он был старцем-наставником. Московский архипастырь, будучи сам истинным монахом и почитателем истинного монашества много способствовал устроению иноческой жизни в своей епархии. За время святительства Филарета и при ближайшем его участии было основано четыре женских и два мужских монастыря, в числе коих знаменитый Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре, ставший его любимой летней резиденцией с середины 40-х гг. XIX в.

5 августа 1867 г. не только Москва, но и вся Россия отмечали 50-летний юбилей служения Филарета в архиерейском сане. По впечатлению Ф.И. Тютчева, присутствовавшего на торжестве, «маленький, хрупкий, сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он с непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него… Перед своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только за тем, что бы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является».

Скончался великий архипастырь 19 ноября 1867 г. на Московском Троицком подворье и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. И.С. Аксаков писал: «Обрушилась громада славы, которою красовалась Русская Церковь и утешался народ… Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая…» Высокий духовный авторитет митрополита Филарета и вера в его молитвенное предстательство до настоящего времени остаются живыми среди русского православного народа. Логическим следствием этой веры стала канонизация митрополита Филарета на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем 29 ноября - 2 декабря 1994 г. Память святителя празднуется ныне 2 декабря по новому стилю (19 ноября по старому стилю).

Петров А.А. Научный сотрудник ГИМ