Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
23 января
1918 - Закрытие Свято-Ввведенского монастыря Оптиной пустыни
Закрытие Свято-Ввведенского монастыря Оптиной пустыни
Вид Оптиной пустыни. Фотография. Начало ХХ в.
Казанский собор. Выписка из «Акта» о расстреле архимандрита Исаакия (Бобрикова)
Икона «Преподобный Исаакий Оптинский»
Икона «Собор преподобных Оптинских старцев»
Виды Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни

В 1918 г., спустя три дня после принятия Декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести, церковных и религиозных обществах, был принят еще более известный Декрет СНК «Об отделении церкви от государства», предполагающий уже возможность закрытия храмов и конфискации церковного имущества. Именно он стал основанием для закрытия Оптиной пустыни одного из прославленных монастырей России, расположенного на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. На первой волне антирелигиозной борьбы с «дурманящими идеями царизма» отдавались завуалированные распоряжения не только о закрытии культовых зданий, но и особыми постановлениями ГУБЧЕКА собирались сведения о планомерных расстрелах лиц духовного звания.

Та же судьба ждала и многих монахов здешней обители, даровавших за десятилетия процветания здесь старчества «Божиим словом и делом» духовное успокоение, исцеление и осмысленность жизни сотням тысяч россиян. После закрытия, монастырь был поруган и разграблен, но даже в эти скорбные годы люди стремились сюда, «чающие духовного утешения и нуждающиеся в советах». До 1923 г. обитель еще держалась под видом сельхозартели, и продолжалось богослужение в единственном незакрытом Казанском храме. После закрытия собора и изгнания монахов, здесь решено было создать музей. Последний настоятель обители отец Исаакий с частью братии поселились на квартирах в Козельске, но в 1929 г. был арестован и заключен в местную тюрьму. В 1930 г. после освобождения он вновь нашел место недалеко от обители, в Белеве, но 1932 г., а затем в 1937 г. последовали новые аресты. Представители «карающих органов» предлагали престарелому архимандриту навсегда покинуть Белев, но он, подобно древним христианских мученикам, открыто и мужественно отвечал: «От креста своего не побегу!». Он знал о тысячах расстрелянных и замученных собратьев по вере, и не захотел бегать от предначертанного удела.

Архимандрит Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков, 1865 1938), вступил на иноческий путь в 19 лет. Когда его привели к знаменитому батюшке Амвросию, бывший здесь блаженный Василий сказал старцу: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит», а самому юноше прорек: «Тебя казнят». В 1914 г. духовно умудренный могучий иеромонах, не суетливый и удивительно простодушный, стал настоятелем монастыря. В 1938 г. последний кормчий обители был расстрелян и тайно захоронен в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. В 1996 г. архимандрит Исаакий прославлен в лике святых как священномученик в Соборе преподобных Оптинских старцев, а на месте его предполагаемого захоронения воздвигнут крест братией возрожденной в 1987 г. Оптиной пустыни. Вместе с обителью постепенно возвращаются и подвижнические традиции оптинского старчества, ставшего известным всей России и далеко за ее пределами в XIX-XX вв.

За долгую историю существования, монастырь пережил трудные периоды упадка и расцвета, разорения и возрождения. Время возникновения Оптиной пустыни точно не известно, хотя в устной традиции сохранилось предание, что основание ее связано с неким покаявшимся лесным разбойником Оптой, жившим в XIV в. и ставшим смиренным отшельником, приняв иноческий постриг с именем Макарий. Документальные свидетельства восходят ко времени воцарения династии Романовых и ее первого представителя царя Михаила Федоровича, пожаловавшего обители земли. В честь возведения первого храма во имя Введения Пресвятой Богородицы – Оптину стала еще называть Введенской Пустынью, но в духовной памяти народа она запечатлелась более своим кратким именованием.

В 1724 г. при Петре I небольшая обитель из-за резонов государственной экономии была упразднена, а монашеская братия переведена в Преображенский монастырь города Белева, но уже через два года по прошению в Синод стольника Андрея Шепелева, императрица Екатерина I восстанавливает обитель. В последующие десятилетия, монашеской братии приходилось большим трудом поддерживать жизнь пустыни, несмотря на попечительство окрестных владельцев. В конце XVIII в., побывавший здесь митрополит Московский Платон (Левшин), пораженной красотой местности, предпринял ряд мер к укреплению монашеского общежительства.

Другой иерарх, епископ Калужский и Боровский Филарет (Амфитеатров), в 1820 г. принял решение об устройстве здесь Скита в честь Иоанна Предтечи, ставшего вскоре сердцем обители. Отсюда началось возрождение в Оптиной пустыни подвижнической традиции строгого безмолвного отшельничества, ведущего к духовному укреплению, самоотречению и просветлению «во имя Бога и ближнего». Сам свт. Филарет, великий молитвенник и аскет, часто посещал обитель и имел здесь свою келью.

По его благословению сюда переселись отшельники Рославльских лесов, среди которых были братья препп. Моисей и Анатолий (Путиловы), которым было поручено устройство Скита и управление им, а с 1826 г. – старшему Моисею и всей обителью. «При нем монастырь приобретает вид величественного белокаменного кремля с 4 храмами, обнесенного крепостными стенами с 7 башнями. В монастыре стали действовать два конных и скотный двора, кирпичный и черепичный заводы, значительные земельные угодья, фруктовые сады и огороды». Но главная духовная заслуга настоятеля заключалась в учреждении порядка древней иноческой жизни и старчества. Содействовали укоренению старчества «посланные Всевышнем» в обитель истинные подвижники, прп. Лев (Наголкин) и прп. Макарий (Иванов), получившие от настоятеля духовное руководство над братией, с трудом воспринимавшей трудные и малоизвестные обычая «внутреннего делания».

В святой традиции древних веков старчество воспринималось как особое дарование и особый духовный союз, основанный на полном самоотречении инока в следовании учителю-старцу на пути духовного покаяния и просветления, когда в чистоте помыслов бесстрастному «открывается непосредственно воля Божия», как высший дар: прозревать, утешать и целить души и тела вверившихся, дар рассудительного попечения ко спасению ближних. «Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести и падения воспринимают как свои собственные. Они христианские пророки-утешители».

С 1840-х гг. сведения об особом строе Оптины и ее старцах, которые обладают даром провидения, могут врачевать души и тела, и способны передавать духовно усердным собратьям «святоотеческую мудрость» стали быстро распространяться за пределы обители. И отовсюду потянулись в Оптину пустынь ученики и паломники со своими житейскими и духовными нуждами. Духовный расцвет обители связан с именами продолжателей старческого окормления: прежде всего «батюшки всея Руси» прп. Амвросия (Гренкова), препп. Илариона (Пономарева), Иосифа (Литовкина), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова), «народного старца» Анатолия (Потапова) и их последователей.

Во второй половине столетия Оптина пустынь стала местом паломничества и знаменитых писателей, философов, имена которых принадлежат к сокровищнице русской культуры. К старцам за духовными наставлениями обращались: Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, П.А.Вяземский, супруги и помощники И.В. и Н.П. Киреевские, Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев (принявший здесь постриг), С.М.Соловьев и В.С.Соловьев, С.А.Есенин, В.В.Розанов. Посещали обитель П.И.Чайковский и его брат М.И. Чайковский, Н.Г.Рубинштейн, граф А.П.Толстой, великий князь Константан Константинович, «КР» религиозный философ и поэт, его дети, (замученные большевиками в Алапаевске), прмц. великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Приезжал в Оптину к старцу Амвросию Л.Н.Толстой, великий писатель и «великий ерисарх». В 1910 г. прп. Варсонофий даже ездил на станцию Астапово в надежде напутствовать умиравшего Л.Н.Толстого, а потом с глубокой грустыо вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не мог разорватъ кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. «Трудно с уверенностью сказать, было ли в России еще …место, где общество людей так приблизилось к идеалу христианских отношений…и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ… Но становилось и все больше людей, которые совершенно не понимали внутреннюю природу Церкви и монашества», а сами старцы прозревали грядущие катастрофы таких последствий. Так прп. Нектарий (Тихонов), окончивший свой земной путь после тюремного срока в советской ссылке, еще перед революцией стал ходить с красным бантом, предсказывая на месте обители создание музея, а прп. Никон Исповедник писал, что приходят времена испытаний «в вере ли мы? ... кому Бог дороже всего» – «Господь всегда на стороне верных»…

65 лет в обители не звучали колокола и не велось богослужение, но сохранялись верные. В 1987 г., в юбилей тысячелетия Крещения Руси, Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви, а в 1996 г. произошло всецерковное прославление Собора святых преподобных Оптинских старцев.