Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
27 января (6 февраля) 1676 г. Соловецкий монастырь взят правительственными войсками
 Художник М.В. Григорьев (?)Начало XIX в. Чернила, темпера.
Расправа воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676 гг.

К середине XVII в. Соловецкий монастырь стал одной из самых богатых и независимых христианских обителей России. Расположенный на островах Белого моря, обнесенный крепкой каменной стеной, снабженный большим количеством военных припасов и имевший сильный стрелецкий гарнизон монастырь был неуязвимой пограничной крепостью, прикрывавшей вход в Архангельский порт. В силу удаленности от центра он был слабо связан с московской патриархией и новгородской митрополией, которой был когда-то подчинен. На обширной территории принадлежавшей монастырю - островах и морском побережье, действовали крупные предприятия, которые приносили большой по тем временам доход. Монастырь владел рыбными ловлями, соляными варницами, слюдяными разработками, кожевенными избами, поташными заводами.

Конец столетия в жизни Соловецкого монастыря отмечен одним из крупнейших народных выступлений XVII в. - восстанием 1668-1676 гг. Начавшееся как движение в защиту «старой веры», несогласие с церковной реформой, проводимой в стране патриархом Никоном, оно вылилось в открытое антиправительственное выступление.

Сопротивление Соловецкого монастыря церковной реформе началось еще в 1650-х гг. В 1657 г. в монастырь были присланы новые исправленные богослужебные книги. 8 июня 1658 г. «черный Собор», высший орган монастырской власти, состоявший из двенадцати старцев, утвердил «соборный приговор соловецких иноков о неприятии новых книг», подписанный всей братией. Монахи спрятали новопечатные книги в «казенную палатку» и продолжали служить по старым. При игумене Варфоломее 16 февраля 1663 г. соборные старцы вновь составили приговор. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено 9 челобитных и множество посланий. В них на конкретных примерах доказывалась справедливость старой веры. Подача челобитных долгое время оставалась главной формой «борьбы» соловецких монахов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда религиозного диспута и стремления убедить государственную власть и, прежде всего, царя Алексея Михайловича в необходимости сохранения древней традиции.

В июле–августе 1666 г. в Соловецкий монастырь по повелению царя и Вселенских патриархов было послано «Соборное повеление о приятии новоисправленных книг и чинов». В ответных челобитных Собор, братия, «бельцы» и миряне во всем обещали покориться царской власти, но просили лишь «веры не переменять». Но в монастыре все более заметны становились разногласия: основная масса братии, выступая против нововведений Никона, выражали и свое недовольство монастырским управлением, требуя устранения игумена Варфоломея. Опираясь на служилых и черных людей, они высказывали все более радикальные идеи сопротивления. Одновременно выделилась небольшая группа монастырской братии, которая склонялась к компромиссу с властью и принятию церковной реформы.

В октябре 1666 г. монастырь отказался принять архимандрита ярославского Спасского монастыря Сергия посланного Московским Собором для сыска по челобитной соловецких монахов. В феврале 1667 г. в Сумской острог, в ста пятидесяти километрах от монастыря, прибыл для «сыскного дела» специальный следователь А. С. Хитрово. Вызванные старцы и монастырские слуги на допрос не явились. В ответ неподчинению, 27 декабря 1667 г. был издан царский указ, который предписывал «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели». Когда весной 1668 г. открылась навигация, на Соловки был выслан первый отряд стрельцов. Монахи, руководимые бывшим царским духовником архимандритом Никанором, сосланным в Соловецкий монастырь, встретили стрельцов пушечными выстрелами и заняли оборону крепости. Так начался вооруженный этап сопротивления монастыря, который вошел в историю как «Соловецкое сидение».

В это время происходит окончательное размежевание сторонников и противников вооруженных методов борьбы. Старец Геронтий, ставший с самого начала идеологом движения, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, он отказывался от открытого сопротивления и призывал к тому других. Новые документы дают все больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы. Главной движущей силой сопротивления в этот период стали крестьяне и бельцы - временные жители острова, не имевшие монашеского чина: служки, дьячки, пономари, трудники и работные люди, обслуживавшие внутри монастырское и вотчинное хозяйство. Среди «соловецких сидельцев» также были "гулящие", беглые и ссыльные люди.

По данным воеводских отписок царю, в осажденном монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством. В распоряжении восставших было 90 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия. Восставшим сочувствовали и помогали поморские крестьяне, работные в усольях, на слюдяных и иных промыслах и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Противостояние вооруженному сопротивлению в монастыре продолжалось на протяжении всех лет «соловецкого сидения». В 1670 г. «умеренные» монастырские лидеры вели переговоры о сдаче монастыря, а следующем году подтвердили, что монастырь откроет ворота, если царские войска снимут осаду. Противоречия внутри монастыря обострились в конце 1673–1674 гг. Миряне и пришлые люди отказывались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Но священники продолжали молиться за царя. 16 сентября 1674 г. состоялся новый монастырский Собор, среди участников которого произошел бунт. На следующем этапе Соловецкого восстания религиозные вопросы отступили на второй план и идея борьбы "за старую веру" перестала быть знаменем движения. К руководству восстанием пришли бывшие атаманы Ст. Разина Ф. Кожевников и И. Сарафанов. С выступавшими против вооруженных способов борьбы иноками расправились: одних посадили в монастырскую тюрьму, других выслали за пределы монастыря. Восстание приняло ярко выраженный антиправительственный характер.

По-видимому, изначально царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов. Но блокада затягивалась, а в Поволжье и на юге России разгоралась крестьянская война под предводительством С. Т. Разина. Правительство не без оснований опасалось, как бы его действия не всколыхнули все Поморье, не превратили край в сплошной район народного восстания. После подавления крестьянской войны правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания. В 1674 г. царь Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, и назначил новым воеводой Ивана Мещеринова, отдав ему приказ ужесточить осаду и «мятеж искоренить вскоре».

В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг. происходили упорные бои под монастырем, в которых обе стороны несли ощутимые потери. Но, несмотря на многочисленность хорошо вооруженных стрельцов, брошенных на взятие непокорных «сидельцев», многочисленные попытки штурма крепости долгое время заканчивались безуспешно. Осажденные тщательно подготовили оборону монастыря. Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным, укрепили монастырские стены и башни, сожгли дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю, в местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями, а перед башнями вырыли окопы и обнесли их земляным валом. Была организована караульная служба. Все это свидетельствовало о хорошей воинской подготовке руководителей восстания, их знакомстве с техникой оборонительных сооружений.

Упорное сопротивление восставших было сломлено неожиданно. Один из тех, кого насильно удерживали в монастыре, монах Феоктист, показал стрельцам потайной ход в крепость. 27 января 1676 г. царские войска завладели монастырем. Почти все его защитники погибли в короткой, но жаркой схватке. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60. Но и те вскоре были казнены. По словам современника, воевода Мещеринов "иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу (т. е. на залив), заморозил". Похоронены казненные были на острове Бабья луда при входе в бухту Благополучия. Трупы не были зарыты - их забросали камнями. Лишь немногим была сохранена жизнь, их разослали по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы.

Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых славить царя и реформированную церковь. Но жестокая расправа с участниками восстания не прекратила распространения старообрядчества на севере России, а напротив, послужило укреплению морального авторитета старой веры среди окружающего населения, привыкшего видеть в Соловецком монастыре одну из главных святынь православия.

О.В.Соколова С.н.с.