Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА НОВГОРОДСКОГО СОФИЙСКОГО СОБОРА
Новгородский Софийский собор. Середина XI в.
Разрез Софийского собора по центральному нефу
 из иконы «Чудо от иконы «Знамение». XV в.
Софийский собор.
Фреска барабана купола. 1052 г.
Пророк Соломон.
 Фреска барабана купола. 1052 г.
Пророк Иеремия.
Фреска пилона Мартирьевской паперти. 1052 г.
Константин и Елена
Деталь дверей западного портала
Кузнец Аврам
Софийский собор после разрушений в годы Великой Отечественной войны. 1944 г.

Появление каменного культового зодчества на Руси напрямую связано с принятием христианства. Летописное сказание «о выборе веры» выразительно показывает огромное воздействие византийского церковного искусства на русских послов в Константинополе. Первые храмы строятся в X в. при участии греческих зодчих в столичном граде Киеве, а затем и в других крупнейших центрах Древней Руси, в частности, в Новгороде. В начальный период новгородское зодчество было тесно связано с киевским. Не случайно в 1045 г., по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, начинается строительство каменного собора Софии в кремле, подобно киевскому. Довольно быстро, через пять лет, новгородцы могли уже созерцать величественный храм.

Архитектурно-археологические исследования собора позволяют с достаточной полнотой представить его первоначальный облик. Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм, к которому с трех сторон примыкают двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Южная галерея включает придельную церковь Рождества Богородицы и ризницу. В XVI в. в южном нефе был сделан придел Иоакима и Анны. Северная галерея включает придельную церковь Иоанна Богослова. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в закомарах и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным зубцами. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями

Первоначальный пол Софийского собора был ниже современного на 130 см. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний - мозаичный. Более полувека собор оставался нерасписанным внутри. Как сообщает новгородская летопись, весной 1108 г. «почашя пьсати святую Софию, стяжаниемь святаго владыкы [Никиты]». Остается неизвестным, когда была закончена роспись. От нее сохранились лишь ничтожные фрагменты, следовательно, восстановить общую схему невозможно. В простенках между окнами центрального купола расположены фигуры восьми пророков в рост со свитками в руках. Русские надписи, особенности трактовки лиц и фигур не оставляют сомнения в том, что роспись была выполнена не греческими, а русскими, по-видимому, новгородскими мастерами.

Роспись притворов была исполнена в 1144 г. В южном притворе прекрасно сохранилась композиция Деисуса с погрудными изображениями Христа, Богоматери и апостола Павла. Сохранившееся в том же притворе изображение византийского императора Константина и его матери Елены резко отличается по характеру исполнения. Условность, абстрактный схематизм, плоскостность изображений доведены здесь до предела. Изображение Константина и Елены не имеет аналогий ни в русской, ни в византийской живописи, и было исполнено, несомненно, русским мастером, как о том свидетельствовала надпись (позже исчезнувшая) над головой Елены, сделанная древним уставным письмом — Олена.

В храме сохранились главные входные двери западного портала, которые по праву считаются шедевром не только русского искусства, но и европейской художественной культуры средневековья. Врата собраны на дубовой основе из бронзовых пластин с рельефными изображениями, исполненными в технике литья и чеканки. На дверях представлены сцены из Ветхого и Нового Завета, аллегорические изображения, портреты мастеров-литейщиков Риквина, Вайсмута и Аврама, а также епископа г. Магдебурга Вихмана и епископа г. Плоцка Александра. Изображения епископов позволили определить дату изготовления дверей – середина XII в. и считать их произведением магдебургской мастерской. Вероятно, врата рано попали в Новгород, так как многочисленные реставрационные вставки и рельефы, выполненные русскими мастерами, появлялись на них постоянно, начиная с 30-х годов XIV в. Так, местным произведением считают рельефное изображение в полный рост кузнеца Аврама с молотом, клещами и тиглем. Оно является уникальным автопортретом русского мастера XIII – XIV вв.

Нет сомнений, что новгородский собор строили мастера, прибывшие из Киева. София повторяла киевскую не только по имени. В то же время, она была значительно проще: вместо пяти здесь только три апсиды, не два, а лишь один пояс галерей, вместо 13 всего пять глав, интерьер серьезен и строг. В этих чертах, несомненно, нашло отражение своеобразие новгородской культуры и складывающейся самостоятельной архитектурной школы. Переработка киевских образцов способствовала появлению особой формы лопаток, срезанных вверху откосом, двускатной кровли («щипцом») над четырьмя членениями здания. Существенные различия можно отметить и в строительных материалах: стены новгородского храма сложены почти целиком из камня, лишь с небольшим количеством кирпича. Очевидно, опытные зодчие умело использовали местный материал - легко добываемый волховский известняк голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. В отличие от киевской и полоцкой Софий, существенно перестроенных позднее и, соответственно, потерявших свой первоначальный облик, новгородский собор целиком сохранился до наших дней. В 1941-1944 гг., во время войны, храм был лишь частично разрушен и впоследствии отреставрирован.

1 1