Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Отчет Ф.Ф. Ларионова о поездке по школам Сургутского уезда
Богораз Владимир Германович (1865–1936)
II тысячелетие до н. э.
Водоплавающая птица и мировое яйцо (?). Онежские петроглифы.
(русская основа)
Диакритические знаки и дополнительные буквы
Ханты. Женщины в традиционной одежде перед летним чумом.

5 февраля 1921 года отчет Ф.Ф. Ларионова о поездке по школам Сургутского уезда

После окончания Гражданской войны состояние учреждений образования на Обь-Иртышском Севере было удручающим. В начале 1921 года состоялась поездка инструктора инородческих школ севера Тюменской губернии Ф.Ф. Ларионова по школам Сургутского района. 5 февраля 1921 года в своем отчете он писал: «Все школы испытывают острую нужду в письменных принадлежностях и учебниках, что создает такие условия для работы, при которых трудно говорить о правильной постановке дела». Положение усугублялось еще и тем, что местное население с большой неохотой отдавало детей в учебные учреждения. Уровень грамотности среди коренных жителей Севера был крайне низким. Приполярная перепись населения 1926/27 годов показала, что грамотные среди ханты составляют 5,2%, среди манси – 5,6%, а среди ненцев – всего 0,9%.

Несмотря на тяжелые послевоенные годы и ограниченность материальных ресурсов власти прилагали усилия для развития системы образования. В 1921 -1924 годах в крае было открыто 60 общеобразовательных школ, их них 56 начальных. Постепенно увеличивалась сеть национальных школ. В конце 1927 года на Обском Севере работало 19 школ для ханты (194 ученика) и 6 для манси (94 ученика).

В конце 20-х годов школы Обского Севера получили букварь на русском языке, который назывался «Букварь для северных народностей» ( авторы В.Г. Богораз и С.Н. Стебнинский). В июне 1927 года началась работа по составлению первого словаря манси. В 1930-м году вышел первый букварь на хантыйском языке П.Е. Хатанзеева. В 1931 году была разработана письменность для 14 народов Севера, в том числе для ханты и манси. Решалась и проблема учительских кадров. В 1932 году открылся национальный педагогический техникум – первое в крае среднее специальное учебное заведение. В целом в 30-е годы проблема охвата учебой детей ханты, манси и ненцев была в Остяко-Вогульском крае в основном решена.