Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
13 марта
1782 - Родился О.А.Кипренский
Родился О.А.Кипренский
Гравюра. 1830-е гг.
Петербургская Академия художеств
Большой грифонаж с автопортретом. С гравюры 1814 г.
О.А.Кипренский (1782 – 1836)
Бумага желтая, итальянский карандаш
О.А.Кипренский "Портрет Н.М.Муравьева". 1815 г.
Бумага, итальянский карандаш
О.А.Кипренский "Портрет князя Г.И.Гагарина". 1813 г.
Холст, масло. Фрагментарная копия с картины О.А.Кипренского “Читатели газет в Неаполе”. 1831 г.
П.З.Захаров-Чеченец "Портрет А.Одынца"(?). 1834 г.
Холст, масло
О.А.Кипренский. Портрет графа Д.Н.Шереметева. Около 1824 г.
Фарфор. Надглазурная роспись, золочение, цировка. Роспись выполнена по литографии В.И.Погонкина с оригинала О.А.Кипренского / С гравюрой И.П.Фридрица по оригиналу О.А.Кипренского. 1816 г.
Чашка “Молодой садовник”. Завод Гарднера. Конец 1820-х — начало 1830-х гг. / Альманах “Северные цветы”. СПб.,1826 г.

Орест Кипренский, замечательный русский художник, живописец и график, портретист, появился на свет на мызе Нежинской близ Копорья Санкт-Петербургской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. При своем рождении мальчик получил вольную и в 1788 г. был определен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, где учился до 1803 г. в классе исторической живописи у знаменитых профессоров Г.И. Угрюмова и Г.Ф. Дуайена.

В 1805 г. получил золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Историческую живопись художник считал своим призванием и всю жизнь стремился создать большое полотно, которое прославило бы его. Однако истинную славу принесли ему портреты его современников.

Кипренский создал целую галерею живописных и графических портретов военных и деятелей культуры, представителей петербургского светского общества и государственных деятелей. В них он показал себя не только продолжателем лучших традиций русской живописи XVIII века, но сумел воплотить новый, отвечавший романтическим устремлениям эпохи взгляд на человека как на внутренне независимую личность.

Его по праву называют крупнейшим представителем романтизма в портретном искусстве. Художник был также родоначальником нового жанра графического камерного портрета, в котором ему удалось создать обобщающий образ того самого поколения, которому суждено было совершить воинский подвиг в 1812 году.

В 1812 году Кипренский избирается академиком, а в 1816 году уезжает в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны в Италию, где работает над картинами на исторические сюжеты. Однако и за границей бесспорный успех приносят ему портреты современников. Кипренский был удостоен высшего признания художника в Италии - ему заказывают автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. В 1831 году он создает групповой портрет членов польской колонии в Италии - «Читатели газет в Неаполе». Картина была приобретена молодым графом Д.Н. Шереметевым, а в 1834 году скопирована в Москве воспитанником генерала А.П. Ермолова живописцем П.З. Захаровым-Чеченцем.

Пробыв за границей несколько лет, в 1823 г. художник возвращается в Петербург. Здесь он создает парадный портрет своего близкого друга и покровителя графа Д.Н. Шереметева (около 1824), портрет А.С. Пушкина (1827) и знаменитый автопортрет (1828).

Романтические образы искусства Кипренского итальянского периода были особенно популярны: гравировались для альманахов, использовались в оформлении произведений прикладного искусства пушкинской поры.

Кипренский был первым в ряду великих русских художников XIX в. Его творчество свидетельствует о значительном подъеме русского искусства, о новом этапе в развитии национальной художественной культуры, этапе связанном с важными сдвигами, произошедшими в русской жизни и общественном сознании в первой четверти XIX века.

Н.А.Перевезенцева / Е.Г.Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ / Старший научный сотрудник ГИМ