Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
День рождение живописца В.А.Тропинина
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844 г. Холст, масло
Портрет Ю.Ф.Самарина. 1844 г. Холст, масло
Продавец дров. Середина 1820-х гг. Холст, масло

Тропинин Василий Андреевич (1776 1857) – русский живописец, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Академик Императорской Академии художеств (1824).

Родился в селе Карповка, Новгородская губерния в семье крепостных графа А.С.Миниха. Получил начальное образование в Новгородском народном училище. При замужестве дочери Миниха Тропинин, как крепостной, вместе с приданным отошел во владение графа И.И.Моркова. В 1793 г. был отправлен в «учение к кондитеру, в дом графа Завадовского» в Петербурге, где у домашнего живописца графа обучался и рисунку. По протекции графа А.И.Моркова, оплатившего его обучение, в 1798 г. был определен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств к известному портретисту, профессору С.С.Щукину. Работы крепостного художника были отмечены медалями и особым вниманием президента Академии графа А.А.Строгонова, а также императрицы Елизаветы Алексеевны.

В 1804 г. по окончании учебы Тропинин вернулся к Морковым. Жил и работал попеременно то на Украине, в имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного попутно выполнять и хозяйственные поручения помещика. В 1809 г., сопровождая графа И.И.Моркова, писал в Москве на заказ портреты атамана М.И.Платова, Н.В.Иловайского, Грековых участников военных действий на Дунае 1806-1809 гг.

При начале Отечественной войны 1812 г. Тропинин был отправлен в обозе с господским имуществом в Москву, где принял участие в восстановлении сгоревшего хозяйства. Как и многие москвичи, с воодушевлением встречал возвращавшиеся с победой полки русской гвардии, и, как и многие крепостные, надеялся на ожидаемую после войны отмену крепостного права. Но хозяйственного крепостного, участник войны 1812 г. граф А.И.Морков, не спешил отпускать на волю, нуждаясь и в его художественных дарованиях. В 1813-1815 гг. Тропинин создал два значительных полотна для Морковых – «семейные портреты в интерьере». В это же время он запечатлел исполненный внутренней значительности образ историографа Двора Н.М.Карамзина. К началу 1820-х гг. крепостной художник уже приобрёл в Москве известность как выдающийся портретист.

В 1823 г. для получения звания академика Тропинин представил Академии художеств три полотна: портрет гравера Е.О.Скотникова, знаменитую картину «Кружевница» и этюд «Старик-нищий», но академический Совет заподозрил, что они исполнены не самостоятельно, отказав их автору в просимом им отличии. Зато на Пасху он получил долгожданную «вольную» по ходатайству влиятельных заказчиков и друзей художника. И на следующий год вновь отправился в столицу, выполнив в виде программы портрет известного медальера К.Леберехта, который был оценен «по достоинству академика».

Став академиком, Тропинин отказался от предложенных ему официальных должностей. Жил и работал в Москве в «зависимости только от своей кисти», в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки. Один из знаменитых автопортретов художника, с кистями и палитрой, запечатлел эффектный вид из его окна на Кремль (1846).

В 1833 г. талантливый портретист принял участие в создании Московского Художественного класса, был приглашен М.Ф.Орловым возглавить живописное отделение Училища живописи и ваяния. В 1843 г. стал почетным членом Московского Художественного Общества. Оставаясь до середины века главным московским портретистом, Тропинин создал более трех тысяч портретов, запечатлев представителей разных сословий. Целый ряд работ Тропинин посвятил коллегам-художникам, поэтам, писателям, изображенным в состоянии творческой отрешенности. Таковы портреты И.П.Витали, К.П.Брюллова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.И.Дмитриева. Манере живописца была присуща особая интимная, домашняя поэтика, ставшая чертой московской романтической школы в противопоставлении холодной официальности и «чопорности» петербургских мастеров.

Тропинин был одним из первых в числе русских художников, стремившихся показать многогранность народного характера, интерес к которому возрос после Отечественной войны. События 1812 г. отмечены в творчестве Тропинина созданием обширной галереи образов участников и современников войны. Наряду с воплощением в графических работах безымянных героев, он создал портреты известных лиц «войны»: М.И.Платова и А.С.Фигнера (1810-е). Ф.И.Талызина (1816), С.Г.Волконского (1824). Портреты штабс-капитана И.В.Алымова (1819) и поручика А.А.Тучкова (1820-е) запечатлели облик нового поколения, выросших уже на пафосе войны. В это же время мастер исполнил на заказ серию живописных портретов московских генералов, послуживших оригиналами для Дж. Доу при создании Военной галереи героев 1812 г. Зимнего дворца. Тропининские черты запечатлелись в портретах А.П.Урусова, И.И.Алексеева, Ф.И.Талызина, П.А.Тучкова, П.А.Чичерина. Крупный и своеобразный мастер, он назывался современниками как один из русских претендентов на создание Галереи героев 1812 г. в противовес «английскому» стилю Дж. Доу.

Поздние произведения художника отличал острый интерес к драматическому жанровому бытописанию, свойственный впоследствии «передвижникам», образ которого ярко запечатлен в его картине «Слуга со штофом, считающий деньги» (1850-е). Художник открывал для себя не только новые сюжеты, но и иную манеру письма, обозначая наступление уже новой реалистической эпохи.

Незадолго до кончины, Тропинин, наконец, обрел собственное пристанище – дом на Большой Полянке, где и скончался 3 мая 1857 г.

В 1969 г. в память о выдающемся портретисте в Москве был открыт Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.