Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
19 марта
Торжественный вход русских войск в Париж
Россия. 1826 г. Серебро
Медаль “За взятие Парижа. 19 марта 1814”
Раскрашенная гравюра неизвестного художника. Вена. 1 четв. XIX в. Офорт, акварель
Триумф союзников
Гравюра Ф.Дебюкура по оригиналу К.Верне. 1814 г.
Продажа напитка “Коко”
Артариа. Вена. 1 четв. XIX в. Офорт, акварель
Вступление союзников в Париж
Гравюра неизвестного художника. 1815 г. Акватинта, акварель
Торжественный вход союзных войск в Париж
Раскрашенная гравюра неизвестного художника. Париж 1815 г. Офорт, акварель
Костюмы русских офицеров
Художник Ж. Гатин. 1814 г. Офорт, акварель
Офицеры русской армии
Гравюра Ф.Дебюкура по оригиналу К.Верне. 1814 г. Раскрашенная гравюра
Галантный казак
Художник Ж.Гатин. 1814 г. Офорт, акварель
Первый шаг русского офицера в Пале-Руаяль
Гравюра Ф.Дебюкура по оригиналу К.Верне. 1814 г. Раскрашенная гравюра
Прощание русского с парижанкой

”... за наши грады

И за Москву - наш царь не мстил

И белым знаменем пощады

Столицу Франции покрыл.

И видел, что коня степного

На Сену пить водил калмык

И в Тюльери у часового

Сиял, как дома, русский штык!”

Федор Глинка

18 марта 1814 года к стенам Парижа подошли войска союзной коалиции, боровшиеся с Наполеоном Бонапартом и готовые поставить победную точку в войне с некогда грозным властелином континента. Привел эти разноплеменные войска в сердце Франции русский царь Александр I, повелитель жителей Севера, которые в воображении населения культурнейшего центра Европы представлялись чуть ли не ордой полудиких варваров. Парижане отлично помнили, что еще совсем недавно, в 1812 году, их император Наполеон во главе Великой армии посетил древнюю столицу России - Москву. Правда, после его месячного пребывания на месте этого города остались лишь сожженные руины и пепелища.

И вот “силою вещей” наступило время ответного визита. Как поведут себя эти странные русские, а особенно их страшные казаки? Ведь о последних, пришедших во Францию из необъятных степных просторов, полуазиатах - полускифах, о их жестокости и необузданности, рассказывали легенды.

19 марта 1814 года союзная армия торжественно вступала во французскую столицу. Около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами стали входить через ворота Сент-Мартен в город. Во главе огромной свиты (свыше тысячи генералов и офицеров разных армий) в Париж въехал российский император Александр I и другие монархи.

Большинство свидетелей зафиксировали восторженный прием российского императора парижанами. То и дело в толпе раздавались крики “Да здравствует Александр!”. Затем состоялся 4-х часовой парад воинских контингентов союзников. Так заграничные походы русской армии завершили окончательное "поражение неприятеля на собственных полях его".

Около 2 месяцев русская армия находилась в Париже. Ту атмосферу великодушия, которую продемонстрировали победители в отношении побежденного государства, наглядно передают многочисленные рисунки иностранных художников, в изобилии оказавших в то время в Париже. Они удивительным образом совпадают с многочисленными воспоминаниями русских офицеров о тех незабываемых днях.

Как и рисунки, мемуары наполнены радостью по поводу окончания 3-х летней войны, благодарностью за дружеское участие горожан, удивлением перед легкостью общения с ними, особенно с парижанками. Участник кампании 1814 г. А.И.Михайловский-Данилевский впоследствии писал: “Кто бы подумал, и могла ли Франция надеяться, что она будет спасена теми странами, которые она разорила?”.

Особой популярностью среди населения и у художников пользовались в Париже, в этом, по выражению декабриста князя Сергея Волконского, “нравственном Вавилоне новых времен”, казаки. Поражает многообразие сюжетов, запечатлевших казаков: бивуаки, уличные сцены, бульвары, кафе, магазины, театры, казино, увеселительные и развлекательные заведения. Без участия казаков трудно было себе представить тогдашнюю парижскую жизнь.

Ну, и конечно, Пале-Рояль - тогда самое известное место в Париже, как вспоминали о нем большинство русских офицеров, - “школа разврата”. Причем посещение этого центра искушений и тесное общение с “прелестницами” часто заканчивалось далеко не безобидным образом.

В конце пребывания русских войск во французской столице было напечатано сочинение, написанное якобы от лица русского офицера, под названием “Прощание русских с парижанами”: “ Прощайте поля Елисейские, прощай и ты, Марсово поле! Мы расположили на вас биваки свои, застроили вас хижинами, шалашами, будками и жили в них как в палатках. Нередко милые городские красавицы навещали кочующих соседей своих. Они не пугались ратного шуму и прыгали зефирами по грудам оружия “.

Безотосный В.М. Зав. отделом ГИМ