Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
23 марта
1938 - Образование Комитета по делам кинематографии
Образование Комитета по делам кинематографии
Не позднее 1918 г.
Группа служащих киноотдела Скобелевского просветительного комитета
Фото Булла В.К.
В.И.Ленин. Портрет 1919 года.
1918 г.
А.В.Луначарский и заведующий фото-кинематографическим отделом Наркомпроса Д.И.Лещенко у здания в Малом Гнездниковском переулке, д.7, где с 1918 г. до наших дней размещались управления кинематографии.
1946 г.
Кадр из фильма “Клятва” (режиссер М.Чиаурели)
1937-1939 гг.
Кадр из фильма “Петр I” (режиссер В.Петров, Ленфильм)
Копия с оригинала, хранящегося в РГАСПИ
Протокол № 67 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 29 января 1939 года. п. 175. О тематическом плане производства полнометражных художественных кинокартин на 1939 год. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)
1936 г.
И.В.Сталин и В.М.Молотов
Один из деятелей киноискусства, подписавших письмо И.В.Сталину в июле 1940 года
РОММ Михаил Ильич (1901-1971 гг.). Режиссер, сценарист. В 1937-1939 годах снял фильмы “Ленин в Октябре”, “Ленин в 1918 году”, удостоенные Государственной премии СССР (1941 г.)
Один из деятелей киноискусства, подписавших письмо И.В.Сталину в июле 1940 года
ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич (1900-1959 гг.). Режиссер. Совместно с Г.Н. Васильевым в 1934 году снял фильм “Чапаев”, удостоенный Сталинской премии (1941 г.)
Один из деятелей киноискусства, подписавших письмо И.В.Сталину в июле 1940 года
АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983 гг.). Режиссер, сценарист. В 1934 году поставил фильм “Веселые ребята”, в 1934 г. - “Цирк”, удостоенный Сталинской премии (1941 г.), в 1938 г. - “Волга-Волга”
Один из членов Комиссии по предварительному просмотру и выпуску на экраны новых фильмов, созданной Политбюро ЦК ВКП(б) в августе 1940 года
Маленков Г.М.

23 марта 1938 года СНК СССР принял два Постановления: “Об образовании комитета по делам кинематографии при Совете Народных комиссаров Союза СССР” и “Об улучшении организации производства кинокартин”. Оба документа были направлены на усиление командно-приказных методов руководства всеми звеньями творческого процесса, на полное подчинение киноискусства государству.

Полный контроль государства над кинематографом не был изобретением Советской власти. Вопрос о монополизации кинопромышленности усиленно “прорабатывался” в 1916-1917 гг. Идеология грядущей реформы была сформулирована в документе МВД, адресованном 21 декабря 1916 г. министру финансов А.Ф.Трепову:

“Предполагаемая монополия на кинематограф лишена фискального значения, в смысле источника увеличения государственного дохода, и установление ее в основе свой должно быть направлено к прекращению вредного влияния кинематографических зрелищ на население и к осуществлению просветительных и воспитательных задач”.

Революционные потрясения 1917 года отсрочили огосударствление кино на несколько лет. 27 августа 1919 г. Малый Совнарком принял декрет “О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного Комиссара по просвещению”.

В 1922 году В.И.Ленин дал развернутую директиву по организации кинодела в условиях новой экономической политики, в частности, “добиться, чтобы кинотеатры, находящиеся в частных руках, давали бы достаточно дохода государству в виде аренды, но с непременной цензурой Наркомпроса и при условии сохранения пропорции между увеселительными картинками и картинами пропагандистского характера”.

Государственный контроль за кино последовательно осуществляли Фотокинематографический отдел при Наркомпросе (1919), Центральное государственное фото-кинопредприятие (Госкино, 1922), Совкино (1924), Главное управление кинофотопромышленности (ГУК, 1932), Государственный комитет по кинематографии при Совете народных комиссаров Союза ССР (1938). Все они размещались по адресу, хорошо известному всем кинематографистам: Москва, Малый Гнездниковский переулок, д.7 (дом известного нефтепромышленника Г.М.Лианозова). Менялись вывески. Сменялось и начальство. Иногда сразу на всех этажах, как это произошло в 1937-1938 гг. после ареста Б.З.Шумяцкого, управлявшего кинематографом с 1930 г.

В тени государственных учреждений реально управлял кинематографом кремлевский цензор - И.В.Сталин. Еще в 1924 г. на XIII съезде партии он высказался предельно откровенно: “Плохо обстоит дело с кино. Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача - взять это дело в свои руки”.

На XV съезде - в 1925 г. - новый поворот: “Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело такие источники дохода, как радио и кино”. Реализация этих идей сопровождалась усилением командно - приказных методов руководства киноискусством.

Самыми крупными перед войной нововведениями в тактике огосударствления кинематографа стали Постановления от 23 марта 1938 г. Они предусматривали замену существовавшей системы процентных отчислений от проката, получаемых творческими работниками, выплатой твердых ставок. Материальное вознаграждение перестало зависеть от количества зрителей, от доходов кинотеатров. Зрительская оценка фильмов потеряла всякое значение. Чтобы смягчить унижение мастеров кино, вместе с постановлением в газете “Правда” был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении особо отличившихся работников по кинофильмам “Ленин в Октябре”, “Петр I”, “Богатая невеста”.

Следом появились один за другим запреты, сковывавшие творческий процесс. Режиссерско-монтажные сценарии, подбор актеров, эскизы декораций и костюмов, сметы на производство картины, сдача фильмов до окончательной готовности — подлежали утверждению Кинокомитета. Больших творческих потерь стоило кинематографу ежегодное утверждение в Политбюро годовых планов кинопроизводства.

Все эти обстоятельства побудили выдающихся деятелей кинематографа обратиться в июле 1940 г. лично к И.В.Сталину. “Положение дел в киноискусстве кажется нам очень тревожным. В год выходит три-четыре хорошие картины. Все остальное исключительно убого, серо, скучно, подчас безграмотно и пошловато... Из самого молодого, боевого, задорного, радостного и веселого искусства кинематограф превращается в серую, доктринерскую жвачку. Самое острое, после печати, орудие в руках партии - кинематограф не выполняет своих задач перед страной...”

“...в кинематографе старательно вытравляется творческая атмосфера, которая последовательно подменяется аппаратно-бюрократическими отношениями. В планировании и в приемке сценариев господствует перестраховка, вкусовщина, вульгарное понимание задач искусства. Сценарии проходят огромное количество инстанций, каждая из которых имеет право вносить свои вкусовые коррективы. Сценарии обезличиваются. Существующая система оплаты авторского права привела к полной уравниловке, выгодной только для халтурщиков и бракоделов...”

“...Техника кино недопустимо отстала, а, как известно, кинематографическое искусство и его движение вперед целиком зависит от техники. Мы лишены возможности пользоваться тем арсеналом средств, благодаря которым заграничные фильмы выглядят столь привлекательно... Организационная система руководства кинематографией основана на полном смещении вопросов искусства и кинематографической индустрии. Громадная путаница в этих вопросах не дает найти правого и виноватого. Централизация доведена до абсурда...”

“...Отношения между руководством и художниками советского кино достигли пределов невозможного. Руководство кинематографии не понимает, что за 22 года партия вырастила в советском кино кадры подлинных партийных и непартийных большевиков-художников. Вместо того, чтобы во всей своей деятельности опираться на эти кадры, оно, руководство, отбрасывает их от себя, рассматривая художников кино, как шайку мелкобуржуазных бездельников, как рвачей, как богему...”

“...Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы знаем, что Вы с любовью следите за работой и успехами советского кино. Мы боимся потерять эту Вашу любовь, которая всегда - любовь народа... Мы считаем себя не вправе молчать. Каждый из нас, также как и вся масса творческих работников кино, готов отдать все свои силы, чтобы оправдать доверие народа. Мы просим о Вашем вмешательстве...”

PS. Сталин не принял кинематографистов. Но по его указанию 22 августа 1940 г. Политбюро образовало комиссию по предварительному просмотру и выпуску на экраны новых кинофильмов, а 25 августа приняло постановление “Об импорте киноаппаратуры и оборудования для Комитета по делам кинематографии”.

Колоскова Т.Г. Зав.филиалом ГИМ