28 марта
1809 - Начало священнической деятельности свт. Филарета митрополита Московского и Коломенского(1782-1867)
1843 - Умер сибирский историк Словцов Петр Андреевич
О чём писали газеты 28 марта
Начало священнической деятельности свт. Филарета митрополита Московского и Коломенского(1782-1867)
Портрет митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)
Духовная академия в Александро-Невской Лавре в Петербурге.
Проект манифеста о передаче права наследования великому князю Николаю Павловичу в связи с отказом цесаревича Константина Павловича от престола. 16 августа 1823 г.
Слово в день трех святителей московских при продолжении молитв о избавлении от губительной болезни, говоренное в Успенском соборе митрополитом Московским Филаретом 5 октября 1830 года.
Постановление Святейшего Синода о монаршем попечении по насаждению благочестия .
Портрет митрополита Московского и Коломенского Филарета

В миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне и воспитывался в семье преподавателя семинарии, позже священнослужителя. В 1791-1799 гг. учился в местной семинарии. С 1800 г. продолжил обучение на философском отделении в Троицкой лаврской семинарии, где был отмечен Московским митрополитом Платоном (Левшиным), и по успешном окончании в 1803 г. оставлен учителем греческого и еврейского языков. Через три года по распоряжению владыки отмечен был «дар слова» молодого преподавателя изданием нескольких его проповедей, назначением лаврским проповедником и учителем поэзии, чуть позже красноречия и риторики. Под влиянием митрополита Платона и с его благословения 16 ноября 1806 г. принял монашеский постриг с именем Филарет и вскоре определен в Петербург на службу в Духовную Академию.

Уже бакалавром философии и инспектором Петербургской семинарии 28 марта 1809 г. был рукоположен в священнический сан иеромонаха петербургским митрополитом Амвросием (Подобедовым), первоприсутствующим в Синоде, для которого вскоре стал ближайшим советником. Благодаря «всесовершенной преданности избранному пути», неустанно приобретаемым знаниям, педагогическому и проповедническому дару быстро развивалась карьера пастыря. 30 июня 1811 г. он был награжден наперсным крестом «за отличие в проповедовании слово Божьего». Особо отличал его обер-прокурор А.Н.Голицын, ставший привлекать о. Филарета ко многим образовательным начинаниям. В 1811 г. он был возведен в сан архимандрита, с 1812 г. стал ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии и профессором богословских наук. Член Комиссии духовных училищ по проведению реформы духовного образования, он занимался также проектами по улучшению быта и достатка приходского духовенства. В 1817 г. состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургский, с 1819 г. – в сане архиепископа с назначением на Тверскую кафедру и в члены Святейшего Синода. 2 июля 1821 г. последовало самое ответственное назначение архиепископа на пост митрополита Московского.

Духовную известность архипастырю снискали не только его проповеди, образовательные и административные успехи, но и сочинения, посвященные богословской и историко-церковной тематике, которые внесли много нового в духовную литературу. Среди них: «Записки на Книгу Бытия», «Начертание церковно-библейской истории»(1816г.). Особое место в наследии Филарета занимает созданный «Христианский катехизис…»(1822г.) и составленный на его основе «Краткий катехизис»(1824г.), неоднократно переиздаваемый и служивший важным пособием для укоренения в православных догматах.

В 1814-1823 гг. с воодушевлением занимался он и делом перевода книг св.Писания c церковно-славянского на российское гражданское наречие и языки народов России, будучи активным членом основанного при покровительстве Александра I Российского Библейского общества, призванного к широкому изданию и распространению книг св. Писания по стране. Однако, развернувшееся после 1823 г. противоборство, внутри и за пределами Общества, между сторонниками ортодоксального православия и поборниками религиозного либерализма, которым покровительствовал министр духовный дел и народного просвещения А.Н.Голицын, свело на нет «библейские» достижения. В 1824 г. архиепископ Филарет попытался публично защитить благое «библейское дело» от нарастающих интриг, сознавая как опасность религиозных блужданий, так и непримиримость к духовным запросам времени, но услышан противоборствующими сторонами не был.

22 августа 1826 г. в день коронации Николая I он был возведен в сан митрополита, совершая чин помазания на царство нового императора. За верность престолу в сложных обстоятельствах предшествующего междуцарствия, владыка, как автор и духовный гарант акта о передаче трона великому князю Николаю Павловичу, был «пожалован бриллиантовым крестом на клобук». Николай I испытывал глубокое уважение к воззрениям и авторитету митрополита, называя его «Филаретом Мудрым», считал его единомышленником в преодолении негативных последствий эпохи религиозного либерализма, в деле «укоренения истинного православия», как одного из главных оснований российской государственности и общественного сознания.

В новую эпоху митрополит способствовал возрождению и активизации просветительской и благотворительной деятельности Церкви. В 1831 г. высшим орденом империи св. Андрея Первозванного были отмечены самоотверженные его труды во время эпидемии холеры, а страстные проповеди, хоть и вызывали нарекания, способствовали расширению мер по преодолению страшной эпидемии. Как последовательный хранитель вероучения «твердо правящий слово истины» много делал для преодоления недостатков епархиального управления и укрепления священнического благочестия. Особо занимался мерами по распространению единоверия среди раскольников. За заслуги в деле воссоединения униатов с Православной Церковью был награжден орденом св. Владимира. Неоднократно им вновь возбуждал вопрос о возможности перевода и массового издания Библии на российском наречии. Будучи у истоков усовершенствования образования священников, он выступал за поддержание системы, способствующей внятному и более удобному уразумению богословия при строгом следовании верности догматам.

Склонный к мудрым компромиссам, владыка отстаивал самостоятельные позиции по вопросам церковной политики и в стенах Святейшего Синода, и перед обер-прокурорской властью, которая все более преисполнялась опекой над церковной жизнью. Нарастающие разногласия вели к столкновениям и, в конечном результате, вызвали в 1842 г. отставку с синодального поста самого авторитетного российского иерарха Удалившись от политической суеты, святитель много делал для расширения и укрепления своей епархии, посвящая и много времени размышлениям, позже запечатленным в известный труд «Собрание мнений и отзывов» митрополита Филарета, где проявилась глубина и многосторонность личности богослова, государственного деятеля, мудрого знатока человеческих душ.

При восшествии на престол Александра II, иерарх был вновь призван к государственным делам и принял активное участие при разработке Манифеста об отмене крепостного права, вступившего в силу 19 февраля 1861 г. Однако, новые реформаторские веяния, особо в церковной среде, не встречали у него поддержки. Он полагал, что «количество прегрешений…, накопленное не одним уже веком, едва ли превышает силы и средства исправления», выступая за сохранение и совершенствование достигнутого. Последние десятилетия владыка стремился к уединенной и замкнутой жизни духовного подвижника, отдав последнюю дань миру в 1867 г. при широком праздновании 50-летия епископского служения незадолго до его кончины. В 1994 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) был причислен к лику святых.