Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Родился художник Михаил Александрович Врубель
 М.Врубель. 1891. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Демон и Тамара.
 М. Врубель 1900. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Царевна-лебедь.
 М. Врубель. 1890. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Демон сидячий.
 М. Врубель. 1902. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Демон поверженный.
 М. Врубель. 1884. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Богоматерь с младенцем.
 М. Врубель. 1899. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Морской царь, майолика.

5 (17) марта 1856 года в Омске родился художник Михаил Александрович (1856-1910) Врубель, крупнейший представитель символизма и модерна в русской живописи и графике, автор «чертежей, похищенных у времени» и «вестник иных миров» (по выражению А.Блока).

Родился М.А. Врубель в семье военного юриста. В 1874 г. Михаил поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако тяга к живописи, которая проявилась с раннего детства, привела его в 1880 г. в Академию художеств, где он учился у П. П. Чистякова, И. Е. Репина и В.А. Серова.

В 1884 г. по окончанию Академии Врубель отправился в г. Киев, где среди шедевров древнерусского искусства окончательно созрела его самобытная художественная манера творчества. По приглашению А. В. Прахова художник участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, где выполнил ряд композиций, в том числе икону «Богоматерь с младенцем» (1884-1885). Врубель также создал ряд эскизов росписи Владимирского собора (1887), в которых соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы воздействия. Эскизы смутили официальную церковь и остались в основном неосуществленными.

Осенью 1889 г. Врубель переехал в Москву, где в течение 1890-1891 гг. занимался иллюстрациями к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». По словам самого художника, Демон воплощал терзания «мятущегося человеческого духа». Закончив работу Врубель, измученный Демоном, освободился от его чар и от его гнета и в течение нескольких лет не возвращался к изображению этого "злого господина".

Годы, свободные от Демона, были самой счастливой порой его жизни: годы счастливой супружеской любви, подъема творческих сил, успеха у заказчиков. В 1896 году Врубель создал гигантские панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», заказанные промышленником, меценатом С.И. Мамонтовым для специального павильона Нижегородской ярмарки. Сразу же после выставки Михаил Александрович женился на известной певице Надежде Забеле, ведущей артистке Частной оперы С.И. Мамонтова. Забела-Врубель стала любимой моделью Врубеля («Царевна-Лебедь»).

В этот же период появляются полотна «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), «Венеция» (1893), «Испания» (1894), портреты К.Д. и М.И. Арцыбушевых и С.И. Мамонтова (1897) и, конечно, знаменитые фольклорные образы в картинах «Богатырь» (1898), «Пан» (1899), «Царевна-Лебедь» (1900), красочная «Сирень» и многие другие. У всех этих разнообразных по жанру произведений есть общее, неповторимое «врубелевское», где за внешним великолепием колора («борьба золота и синевы», по словам А. А. Блока) ощущается глубокая тревога, нервное напряжение и вселенская тайна. Русский сказочный эпос будил, по словам Врубеля, душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать «музыку цельного человека, не расчленного отвлечениями упорядоченного, дефференцированного и бледного Запада».

В имении С. И. Мамонтова в Абрамцеве Врубель работал по скульптуре и майолике. Появились скульптуры «Египтянка», «Купава», «Морской царь», «Волхова» и многие другие. Его увлекли также декоративный дизайн (керамические печи, вазы, скамьи в Абрамцеве) и сценографические работы для Частной оперы Мамонтова («Рогнеда», «Садко» и «Сказки о царе Салтане»).

В конце декабря 1898 г. Врубель писал своему другу композитору Н.А. Римскому-Корсакову: "Готовлю "Демона".

И гордый демон не отстанет Пока живу я от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.

С возвращением Демона опять начались мучительные поиски и сомнения. Через три года в декабре 1901 г. картина "Демон поверженный" была закончена. Но вскоре художник стал опять переписывать свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и в Петербурге, где картина выставлялась в феврале - марте 1902 г. "Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит наоборот становится все более и более фееричным, блестящим. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Но или художник сам испугался ее, или модель коварно переменила лик свой, спутав изображение мастера и натолкнув его на совершенно иное. Произошел переворот и с тех пор картина стала тускнеть, чернеть, поза стала естественнее, голова красивее, как-то благоразумнее, а демоническая прелесть почти совершенно исчезла. Врубель и совершенно изменил бы картину, если бы его не умолили товарищи, хоть на выставке, не касаться своего произведения" (А.Бенуа).

В 1902 году Михаила Врубеля, страдающего тяжким душевным и физическим недугом, поместили в лечебницу. В период депрессии художник создает простые по мотиву, но утонченные зарисовки, портреты жены, В. Я. Брюсова, фантастическую «Жемчужину».

1(14) апреля 1910 года М.А. Врубель скончался. Его влияние испытали почти все крупные русские художники, его творчество встало у истоков практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.