Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Родился Николай Андреевич Римский-Корсаков
Портрет композитора Николая Римского-Корсакова. В.Серов. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Фотография. Дом Римского-Корсакова в г. Тихвине на берегу реки Тихвинки. Нач. XX в.
Снегурочка. В. Васнецов. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Надежда Забела-Врубель в роли царевны Волховы. М. Врубель 1898. Государственный Русский музей (С.-Петербург)
Садко. И. Репин.1876. Государственный Русский музей (С.-Петербург)

6 (18) марта 1844 г. в небольшом городе Тихвине (недалеко от Петербурга) родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), знаменитый русский композитор, создатель прекрасных опер-сказок, опер-легенд и опер-былин на основе древнеславянской мифологии и русского фольклора.

Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков, служил новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Большого Богородицкого мужского монастыря. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе других общеобразовательныех дисциплин. Еще с отрочества композитор был увлечён музыкой, особенное впечатление производила на него музыка М. И. Глинки. В 1859—1869, осознавая необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), в который входили также Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег, Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

В 1862—1865 годах после окончания морского кадетского корпуса Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипер «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени и Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова возвращается в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

С 1870-х гг. музыкальная деятельность Римского-Корсакова расширяется: с 1871 он стал профессором Петербургской консерватории (классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), с 1873 инспектором духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 директором Бесплатной музыкальной школы, с 1883 помощником управляющего Придворной певческой капеллой,

Помимо этого Николай Андреевич дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями, а с 1882 возглавлял Беляевский кружок, который был преемственно связан с «Могучей кучкой» и состоял, в основном, из его учеников. Все эти должности и занятия Николай Андреевич совмещал со своим самобытным, ярким и «сказочным» творчеством. Еще в начале своего пути обратившись к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков уже от них не отходил.

Русский фольклор, древнеславянская мифологией и народные обряды нашли новое, яркое и сильное воплощение. Появились «Майская ночь» по Н. В. Гоголю (1879), прекрасная «Снегурочка» по А. Н. Островскому (1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, фантастическая опера-балет «Млада» (1889), опера-колядка 'Ночь перед Рождеством' по Н. В. Гоголю (1895), опера-былина 'Садко' (1896).

Позже он обращается к внутреннему миру, к психологии человека. Появляются лирические оперы «Моцарт и Сальери» (по А. С. Пушкину, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и «Царская невеста» (1898).

На рубеже XX века композитора вновь увлекают опера-сказка и сказка-легенда. Но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретают несколько иной идейный смысл. Ирония в 'Сказке о царе Салтане' (1900) уступает место политической аллегории в 'осенней сказочке' 'Кащей Бессмертный' (1902) и политической сатире в последней опере композитора 'Золотом петушке' (1907).

Во время Революции 1905—1907 гг. Римский-Корсаков поддержал требования бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории, за что был уволен из консерватории и вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства.

Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года, оставив всему миру в наследство 15 прекраснейших опер, несколько десятков романсов, ряд симфонических произведений и целую школу учеников: дирижёров, музыковедов, среди которых — А. С. Аренский, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Казбирюк, Н. В. Лысенко, А. К. Лядов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский, О. Респиги, Н. Н. Черепнин.