Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
7 марта
1898 - Открытие Русского музея в Санкт-Петербурге – первого в России государственного музея национального искусства
Открытие Русского музея в Санкт-Петербурге – первого в России государственного музея национального искусства
Фото 2000 г.
Вид Русского музея зимой
Худ. Репин И.Я. 1896 г. Холст, масло
Портрет Императора Николая II
Худ. Дж.Доу 1820-е гг. Холст, масло
Портрет Императора Александр I
Литограф Беннер А. 1817 г. 27.3х20.3 ГИМ 70488 И III 4890
Портрет великого князя Михаила Павловича
Гравюра 1-я четв XIX в.
Портрет К.И.Росси (1775 – 1849)
Худ. И.И.Шарлемань 1853 г. Акварель
Михайловский дворец
Худ. Л.О.Премацци 1856 г. Холст, масло
Кабинет великого князя Михаила Павловича
Худ. К.П. Беггров 1832 Бумага, гуашь
Михайловский дворец
Худ. К.П.Брюллов 1830 г. Холст, масло
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Худ. В.С.Садовников 1840-е гг. Акварель
Садовый фасад Михайловского дворца
Неизв. художник Шильдер Н.Г. – автор оригинала 1880-е гг.
Портрет императора Александра III
Конец 1890-х гг. Фото
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Фото 2000 г.
Анфилада залов Русского музея
Неизв. художник Н.В. Харитонов - автор оригинала 1910-1915 гг.
Портрет императрицы Марии Федоровны
Худ. А.П.Лосенко 1770 г. Холст, масло
Владимир и Рогнеда
Фото 2000 г.
Общий вид зала русского искусства 2-й половины XVIII
Фото 2000 г.
Общий вид зала русского искусства 2-й половины XIX в.

Известный на весь мир Русский музей в Санкт-Петербурге был учрежден императором Николаем II 13 (24) апреля 1895 года и открыт для посетителей 7 (18) марта 1898 г. в бывшем Михайловском дворце. До 1917 г. музей именовался «Русский музей имени императора Александра Ш».

В конце 1810-х годов по распоряжению императора Александра I, выполнявшего волю отца, императора Павла I, оранжереи вокруг Михайловского замка (позднее Инженерного замка) были снесены, и на их месте в 1819 г. был заложен дворец для младшего брата императора – великого князя Михаила Павловича (1798-1849).

Постройкой нового дворца руководил архитектор К.И.Росси (1775-1849), в творчестве которого эстетический идеал эпохи нашел свое яркое воплощение.

Михайловский дворец, построенный в стиле ампир, поражал современников единством стиля: «По величию сооружения наружного вида, дворец сей послужил украшением Петербурга; а по изяществу вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов».

Все детали дворца от печей до дверных ручек были исполнены по рисункам и под личным наблюдением самого К.И Росси. Над отделкой дворца трудились лучшие мастера того времени: скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов-старший, живописцы А. Виги, Дж.Б. Скотти и Б. Медичи.

Красоте фасадов дворца соответствовала и решетка, окружающая созданный в английском стиле парк. Перед главным фасадом была создана обширная площадь (ныне площадь Искусств).

В 1825 г. дворец был закончен и в 1826 г. состоялась его торжественная передача великому князю Михаилу Павловичу, при котором в залах дворца часто устраивались блестящие праздники. После его смерти в 1849 г., в Михайловском дворце жила его жена великая княгиня Елена Павловна (1806-1873), прекрасно образованная женщина, о которой император Николай I сказал: «Это ум нашей семьи».

В своем дворце Елена Павловна устраивала известные на весь Петербург музыкальные вечера, собиравшие лучших представителей музыкально-артистического мира столицы, а также знаменитые «четверги», на которых обсуждались вопросы политики и культуры, идеи западников и славянофилов, положения будущей крестьянской реформы. Последней владелицей дворца была великая княгиня Екатерина Михайловна (1827-1894), которая много времени уделяла делам благотворительности и продолжала музыкально-литературные традиции своей семьи, занимая пост председательницы Императорского музыкального общества.

К концу XIX в. прекрасное творение архитектора К.И. Росси - Михайловский дворец сильно обветшал. В таком виде он был приобретен казной. В 1882 г. император Александр III, большой любитель и собиратель русского искусства, имевший интересную личную коллекцию работ русских художников, высказал мысль о создании в Петербурге музея русского искусства. Эта идея была осуществлена уже после его смерти.

13 апреля 1895 г. Николаем II был издан указ об организации в Михайловском дворце историко-археологического и художественного музея под руководством великого князя Георгия Михайловича.

В соответствии с новым назначением здания, строение Росси было подвергнуто основательной реконструкции, которой руководил архитектор В.Ф.Свиньин (1865-1939). После проведенных работ нетронутым остался лишь один Белый зал с колоннадой, где когда-то устраивались знаменитые концерты.

Через три года - 7 марта 1898 г. музей был торжественно открыт в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В программе музея подчеркивалось, что он основан в память императора Александра III, и имеет целью дать посетителям полное представление о художественном и культурном состоянии России. В основу коллекций Русского музея были положены художественные произведения, поступившие из Эрмитажа, Академии Художеств и императорских дворцов: Зимнего, Александровского, Гатчины и Царского Села. Более ста картин поступило в новый музей из личной коллекции Александра III, в том числе работы художников В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Г.И. Семирадского. Большие приобретения для музея были сделаны в период с 1910 по 1914 гг. В списках этих вещей значились работы А.П. Лосенко, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, В.Л. Боровиковского, В.А.Тропинина и других выдающихся русских мастеров.

В 1912 г. музею было «высочайше пожаловано» 28 картин русских мастеров, коллекция рисунков (из них, 23 рисунка В.А.Серова) и около 50 памятников древнерусского искусства, среди которых были ценные иконы ХV в. Собрание музея пополнялось в 1898-1917 гг. путем приобретений и пожертвований, в частности, по духовным завещаниям от М.Ф. Голицыной и в дар от М.К.Тенищевой и др. Вначале музей представлял собой только картинную галерею, дополненную небольшим количеством скульптуры.

В 1902 г. при музее был открыт этнографический отдел, а в 1913 - историко-бытовой, выделенные позднее из Русского музея в самостоятельные музеи. Для размещения все увеличивающихся коллекций в 1914-1916 гг. был пристроен западный корпус, выполненный по проекту архитектора Л.И. Бенуа (1856-1928). После 1917 г. собрание музея увеличилось за счет национализированных художественных ценностей. В 1932 г. был создан отдел советского искусства. К концу 1990-х гг. коллекции Русского музея насчитывали свыше 320 тысяч единиц хранения. Собрание музея продолжает пополняться. В настоящее время Русский музей в Петербурге - один из крупнейших музеев мира.

Сахарова Л.Г.