7 марта
1898 - Открытие Русского музея в Санкт-Петербурге – первого в России государственного музея национального искусства
О чём писали газеты 7 марта
Открытие Русского музея в Санкт-Петербурге – первого в России государственного музея национального искусства
Вид Русского музея зимой
Портрет Императора Николая II
Портрет Императора Александр I
Портрет великого князя Михаила Павловича
Портрет К.И.Росси (1775 – 1849)
Михайловский дворец
Кабинет великого князя Михаила Павловича
Михайловский дворец
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Садовый фасад Михайловского дворца
Портрет императора Александра III
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Анфилада залов Русского музея
Портрет императрицы Марии Федоровны
Владимир и Рогнеда
Общий вид зала русского искусства 2-й половины XVIII
Общий вид зала русского искусства 2-й половины XIX в.

Известный на весь мир Русский музей в Санкт-Петербурге был учрежден императором Николаем II 13 (24) апреля 1895 года и открыт для посетителей 7 (18) марта 1898 г. в бывшем Михайловском дворце. До 1917 г. музей именовался «Русский музей имени императора Александра Ш».

В конце 1810-х годов по распоряжению императора Александра I, выполнявшего волю отца, императора Павла I, оранжереи вокруг Михайловского замка (позднее Инженерного замка) были снесены, и на их месте в 1819 г. был заложен дворец для младшего брата императора – великого князя Михаила Павловича (1798-1849).

Постройкой нового дворца руководил архитектор К.И.Росси (1775-1849), в творчестве которого эстетический идеал эпохи нашел свое яркое воплощение.

Михайловский дворец, построенный в стиле ампир, поражал современников единством стиля: «По величию сооружения наружного вида, дворец сей послужил украшением Петербурга; а по изяществу вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов».

Все детали дворца от печей до дверных ручек были исполнены по рисункам и под личным наблюдением самого К.И Росси. Над отделкой дворца трудились лучшие мастера того времени: скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов-старший, живописцы А. Виги, Дж.Б. Скотти и Б. Медичи.

Красоте фасадов дворца соответствовала и решетка, окружающая созданный в английском стиле парк. Перед главным фасадом была создана обширная площадь (ныне площадь Искусств).

В 1825 г. дворец был закончен и в 1826 г. состоялась его торжественная передача великому князю Михаилу Павловичу, при котором в залах дворца часто устраивались блестящие праздники. После его смерти в 1849 г., в Михайловском дворце жила его жена великая княгиня Елена Павловна (1806-1873), прекрасно образованная женщина, о которой император Николай I сказал: «Это ум нашей семьи».

В своем дворце Елена Павловна устраивала известные на весь Петербург музыкальные вечера, собиравшие лучших представителей музыкально-артистического мира столицы, а также знаменитые «четверги», на которых обсуждались вопросы политики и культуры, идеи западников и славянофилов, положения будущей крестьянской реформы. Последней владелицей дворца была великая княгиня Екатерина Михайловна (1827-1894), которая много времени уделяла делам благотворительности и продолжала музыкально-литературные традиции своей семьи, занимая пост председательницы Императорского музыкального общества.

К концу XIX в. прекрасное творение архитектора К.И. Росси - Михайловский дворец сильно обветшал. В таком виде он был приобретен казной. В 1882 г. император Александр III, большой любитель и собиратель русского искусства, имевший интересную личную коллекцию работ русских художников, высказал мысль о создании в Петербурге музея русского искусства. Эта идея была осуществлена уже после его смерти.

13 апреля 1895 г. Николаем II был издан указ об организации в Михайловском дворце историко-археологического и художественного музея под руководством великого князя Георгия Михайловича.

В соответствии с новым назначением здания, строение Росси было подвергнуто основательной реконструкции, которой руководил архитектор В.Ф.Свиньин (1865-1939). После проведенных работ нетронутым остался лишь один Белый зал с колоннадой, где когда-то устраивались знаменитые концерты.

Через три года - 7 марта 1898 г. музей был торжественно открыт в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В программе музея подчеркивалось, что он основан в память императора Александра III, и имеет целью дать посетителям полное представление о художественном и культурном состоянии России. В основу коллекций Русского музея были положены художественные произведения, поступившие из Эрмитажа, Академии Художеств и императорских дворцов: Зимнего, Александровского, Гатчины и Царского Села. Более ста картин поступило в новый музей из личной коллекции Александра III, в том числе работы художников В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Г.И. Семирадского. Большие приобретения для музея были сделаны в период с 1910 по 1914 гг. В списках этих вещей значились работы А.П. Лосенко, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, В.Л. Боровиковского, В.А.Тропинина и других выдающихся русских мастеров.

В 1912 г. музею было «высочайше пожаловано» 28 картин русских мастеров, коллекция рисунков (из них, 23 рисунка В.А.Серова) и около 50 памятников древнерусского искусства, среди которых были ценные иконы ХV в. Собрание музея пополнялось в 1898-1917 гг. путем приобретений и пожертвований, в частности, по духовным завещаниям от М.Ф. Голицыной и в дар от М.К.Тенищевой и др. Вначале музей представлял собой только картинную галерею, дополненную небольшим количеством скульптуры.

В 1902 г. при музее был открыт этнографический отдел, а в 1913 - историко-бытовой, выделенные позднее из Русского музея в самостоятельные музеи. Для размещения все увеличивающихся коллекций в 1914-1916 гг. был пристроен западный корпус, выполненный по проекту архитектора Л.И. Бенуа (1856-1928). После 1917 г. собрание музея увеличилось за счет национализированных художественных ценностей. В 1932 г. был создан отдел советского искусства. К концу 1990-х гг. коллекции Русского музея насчитывали свыше 320 тысяч единиц хранения. Собрание музея продолжает пополняться. В настоящее время Русский музей в Петербурге - один из крупнейших музеев мира.

Сахарова Л.Г.