9 марта
О чём писали газеты 9 марта
Родился Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), русский композитор
Портрет М.П. Мусоргского.
Усадьба Наумово в Псковской области, родовое имение Чириковых, предков композитора по линии матери, ныне музей М.П. Мусоргского..
Усадьба Наумово в Псковской области, родовое имение Чириковых, предков композитора по линии матери, ныне музей М.П. Мусоргского..
Портрет Ф.И. Шаляпина в роли царя Бориса в опере «Борис Годунов» на сцене Московской русской частной оперы С.И. Мамонтова. 1898-1899.
Памятник М.П. Мусоргскому, установленный к 150-летию со дня рождения композитора, на месте сгоревшего дома Мусоргских в деревне Карево Псковской области.
Памятник М.П. Мусоргскому, установленный к 150-летию со дня рождения композитора, на месте сгоревшего дома Мусоргских в деревне Карево Псковской области.
Памятник М.П. Мусоргскому, установленный к 150-летию со дня рождения композитора, на месте сгоревшего дома Мусоргских в деревне Карево Псковской области.

9 (21) марта 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), русский композитор, "самый гениальный создатель оперного реализма». «Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника» (Ф.И. Шаляпин)

Модест Петрович происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Детские годы провёл в имении родителей в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Здесь с 6 лет Модест обучался музыке, в частности игре на фортепьяно. В 1849 г. он поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852 г. - в Школу гвардейских подпрапорщиков, в 1856 был определен в Преображенский гвардейский полк. Одновременно юный Мусоргский брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение М.П. Мусоргского - полька для фортепиано "Подпрапорщик". В 1856 г. Модест познакомился с А. С. Даргомыжским, которого сразу покорил не только игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский познакомил Мусоргского с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и ввел в кружок «Могучая кучка», творческое содружество русских композиторов. Вскоре в 1858 году Мусоргский подал в отставку и начал новую жизнь, посвященную музыке.

Еще тогда, в юношеские годы, будущий композитор поражал всех окружающих разносторонностью своих интересов, среди которых музыка и литература, философия и история занимали первое место. Это был человек демократических взглядов и поступков. После крестьянской реформы 1861 года, чтобы избавить своих крепостных крестьян от выкупных платежей, Модест Петрович отказался от своей доли наследства в пользу брата.

В музыке Мусоргский обращал мало внимания на правила музыкальной грамматики, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Отдаваясь своей пылкой фантазии, молодой композитор всюду стремился к новизне. "Ковырять чернозём не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется..."

В 1860-х гг. Мусоргский написал ряд романсов на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и собственные тексты, полных красоты, печали и безысходной скорби.

Всегда внимательный к интонации разговорной речи и чувствительный к мелодии русской народной песни, он создал свой выразительный и глубоко психологичный музыкальный язык.

В 1867 году появилась неистовая и яркая симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" по мотивам народных сказок. В 1863-1866 Мусоргский пишет оперу "Саламбо" (по Г. Флоберу), в 1868 - оперу "Женитьба" (по Н. В. Гоголю), - смелый эксперимент, где вокальные партии основаны на претворении живой разговорной речи.

В 1869 г. М.П. Мусоргский подготовил первый вариант своей величайшей оперы "Борис Годунов" (по трагедии А. С. Пушкина). Первая версия к постановке принята не была. После переработки в 1874 году "Борис Годунов" был поставлен в петербургском Мариинском театре. Премьера прошла удачно, весть о новой опере разнеслась по городу, и все последующие спектакли проходили при полных залах. Казалось, это успех и признание. Однако неожиданно на композитора обрушился тяжелый удар со стороны, откуда он менее всего ожидал: в феврале 1874 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась разгромная рецензия со знакомой подписью «» (так всегда подписывался Кюи). Вскоре распалась «Могучая кучка», что Мусоргский воспринял как измену старым идеалам. Начался последний и самый мрачный период его жизни.

Злобные нападки реакционной прессы тяжело ранили Модеста Петровича и омрачили последние годы его жизни. Спектакли «Борис Годунов» шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. В течение 10 лет после премьеры опера была дана 15 раз и затем снята с репертуара.

В начале 1870-х годов умерли самые близкие композитору люди: художник В.А. Гартман и любимая женщина, имя которой он всегда скрывал. Лишь его многочисленные произведения, посвященные ей и «Надгробное письмо», найденное после смерти Мусоргского, дают представление о глубине его чувства и безмерности страданий. Возобновилась тяга композитора к вину, проявлявшаяся еще в юнкерской школе. Он изменился, внешне обрюзг, стал неопрятно одеваться. Пошли неприятности по службе, не раз он оставался без места, испытывал постоянную нужду в деньгах и однажды был даже изгнан из занимаемой квартиры за неуплату. Здоровье стало разрушаться.

В 1874 году Мусоргский по мотивам работ Гартмана написал свою великолепную сюиту «Картинки с выставки», и посвятил ее памяти ушедшего друга. Изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки и воссоздавать облик живых людей композитор перенес в область фортепианной музыки. Затем были созданы вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877). В этот период к нему приходит признание за границей. «Великий старец» Ференц Лист был поражен новизной и талантливостью сочинений Мусоргского, особенно его «Детской».

Новой, высшей ступенью в развитии своего музыкального языка стала «Хованщина», грандиозная по замыслу "народная музыкальная драма". Параллельно Мусоргский сочинил комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю (1874-1880), выразившую любовь композитора к жизни, его влечение к простой человеческой радости. Ни та, ни другая так и не были завершены.

В последние годы жизни Мусоргский не служил и испытывал тяжёлую депрессию. Группа людей, сложившись, выплачивала ему нечто вроде небольшой пенсии. Зимой 1881 года его настиг первый удар, за ним последовали другие. 16 (28) марта 1881 г. в Николаевском солдатском госпитале М.П. Мусоргский скончался, в бедности и одиночестве, едва достигнув 42 лет.

Мировая слава пришла к нему посмертно. После кончины Мусоргского Н.А. Римский-Корсаков взял на себя труд завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного. Над "Сорочинской ярмаркой" работали А. К. Лядов и Ц. А. Кюи. В 1896 г. снова увидел свет «Борис Годунов» (в переделке Н. А. Римского-Корсакова). Партию царя Бориса блистательно исполнял Ф.И. Шаляпин, почитавший и превозносивший гений Мусоргского над всеми русскими композиторами.

Н.А.Каргаполова