Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
11 апреля
1849 - 11 апреля 1849 г. Решение о занесении награжденных георгиевских кавалеров на доски Георгиевского зала
11 апреля 1849 г. Решение о занесении награжденных георгиевских кавалеров на доски Георгиевского зала
Фото
Георгиевский зал Московского Кремля
Россия. 2-я пол. XIX в. Золото, серебро, эмаль; роспись по эмали
Знак ордена св. Георгия 2 степени
Россия. 2-я пол. XIX в. Золото, эмаль; роспись по эмали
Знак ордена св. Георгия 3 степени
Россия. 2-я пол. XIX в. Золото, эмаль; роспись по эмали
Знак ордена св. Георгия 4 степени

В 1837 г. группа российских архитекторов в составе Н.И.Чичагова, П.А.Герасимова, В.А.Бакарева, Ф.Ф.Рихтера с десятью «архитекторскими помощниками» по проекту и под руководством придворного архитектора академика К.А.Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось почти 11 лет.

Главный фасад двухэтажного здания дворца обращен к Москве-реке. Центральный вход, беломраморный вестибюль первого этажа, широкая парадная лестница, отделанная желтым ревельским мрамором, и голубой аванзал второго этажа ведут к парадным залам дворца, посвященным российским орденам. Благодаря этим залам дворец стал не только императорской резиденцией, но и памятником кавалерам высших воинских наград России.

Самый значительный по величине и самый роскошный по убранству – Георгиевский зал, зал воинской славы, посвященный военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденному 26 ноября 1769 г. Статут ордена гласил, что «как российской армии слава наипаче распространилась и возвысилась верностью и храбростью и благоразумным поведением воинского чина, то из особливой милости к служащим в войсках, в отмену и награждение им за оказанную от них во многих случаях ревность и службу, также и для поощрения их в военном искусстве» учреждается орден Святого Георгия. Орден имел четыре степени и предназначался для награждения офицеров, которые «во время военных действий отличили себя особливым мужественным поступком, для вящего поощрения военных заслуг, оказанных на поле брани». Знаками ордена являлись: четырехконечная золотая звезда, белый эмалевый крест и муаровая лента с чередующимися тремя черными и двумя оранжевыми полосами, символизирующими огонь и дым сражения. Девиз ордена, помещенный по окружности розетки в центре орденской звезды, гласил: «За службу и храбрость». Кроме индивидуальных существовали и коллективные георгиевские награды – это трубы, знамена и штандарты. К георгиевским наградам относилось и золотое оружие «За храбрость» с темляком из ленты ордена Святого Георгия.

Длина зала 61 метр, ширина – 20,5 метра, высота – 17,5 метра, площадь – 1253 квадратных метра и объем – 22 044 кубических метра. Белизна стен и потолков, строгие пропорции и декор, а также обилие света делают зал нарядным и торжественным. Продольные стены его прорезаны глубокими нишами с полуциркульными окнами, но на Соборную площадь Кремля выходят только окна восточной стены. Оконные ниши западной стены фальшивые. На торцевых стенах зала, почти под самым потолком, - изваяния конной фигуры Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Эти барельефы выполнены известным скульптором П.К.Клодтом. Зал перекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепное убранство потолка и стен выполнено мастерами Ф. и Н. Дылевыми. Лепные знаки ордена в форме креста помещены и на стенах.

Мощные пилоны – простенки между оконными нишами, завершают 18 колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем и Шенфельтом и украшенных рельефным растительным орнаментом. Колонны с пышными коринфскими капителями венчают аллегорические статуи в античных одеяниях с символами победы и власти (булава, скипетр, меч, секира, лавровый венок и т.п.) в правой руке и со щитами в левой. На щитах – гербы земель, вошедших в состав России в XV – XIX вв. и даты их присоединения. Все 18 статуй выполнены известным ваятелем И.П.Витали. Ни одна из фигур целиком не повторяет другую, хотя все они во многом сходны.

Банкетки, скамьи и табуреты с позолоченными ножками, стоящие вдоль стен, обтянуты шелковой тканью, повторяющей расцветку георгиевской ленты. У южной торцевой стены зала на белых деревянных подставках покоятся два бронзовых ковчега-ларца для хранения списков георгиевских кавалеров. Не случайно поэтому в растительный орнамент их отделки мастер Полтавцев включил и орденские знаки. Орденские знаки гравированы и на стеклянных дверях зала. Камины зала выполнены мастером С.Кампиони из белого каррарского мрамора. Бронзовые накаминные часы изготовлены по моделям скульптора А.В.Логановского. В их отделке широко использованы военные атрибуты. Позолоченные часы венчают скульптурные группы на военно-исторические сюжеты. Паркетный пол зала набран более чем из 20 редких пород дерева по проекту академика живописи Ф.Г.Солнцева мастером Миллером. Сказочный орнамент паркета напоминает ковер замысловатого рисунка, «сотканный» из бука, ясеня, чинары, индийского палисандра и других ценных древесных пород. Оформление зала удачно дополняют шесть многоярусных золоченых бронзовых люстр на тысячи ламп-свечек и настенные светильники. В сложный орнамент люстр тоже включены орденские знаки. Вечером зал освещают более трех тысяч ламп. Они сменили в 1896 г. свечи и масляные лампы.

Гимном славы русскому оружию являются мраморные мемориальные доски Георгиевского зала с начертанными на них золотом именами героев – георгиевских кавалеров и прославленных воинских частей, удостоенных коллективных георгиевских наград. Памятные доски укреплены на продольных стенах зала, в накаминных и оконных нишах западной стены. Однако имена георгиевских кавалеров помещены на мраморных лентах, опоясывающих оконные проемы. На остальных досках – названия полков, экипажей, батарей.

Решение поместить имена георгиевских кавалеров на мраморных досках Георгиевского зала было принято императором Николаем I 11 апреля 1849 г. по предложению тогдашнего помощника директора Оружейной палаты А.Ф.Вельтмана, ставшего через три года ее директором. На них и сегодня можно прочесть свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награжденных разными степенями ордена с 1769 по 1885 г. Запись георгиевских кавалеров велась по годам, а в пределах каждого года – по степеням ордена. Поэтому, например, фамилию М.И.Кутузова можно увидеть четыре раза – на третьей, четвертой и девятой досках зала. Четырежды выбиты на мраморных досках и фамилии М.Б.Барклая де Толли, И.Ф.Паскевича и И.И.Дибича.

За названиями (более 500) прославленных частей, выбитыми золотом на мемориальных досках, стоят имена тысяч безвестных героев. Это за их нелегкий ратный труд увековечены полки русской армии, награжденные георгиевскими знаменами, штандартами и трубами.

Георгиевский зал, ставший памятником героям, связан и с важными политическими событиями современности. Он принимал участников парада Победы в 1945 г., и покорителей космоса. В стенах Георгиевского зала вручаются государственные награды и премии, проходят крупные международные совещания, подписываются важные межгосударственные акты и соглашения, проводятся встречи Президента Российской Федерации с дипломатами и главами государств, военачальниками и выпускниками военных академий, ветеранами войны и труда.

Смирнов А.А. Главный специалист ГИМ