Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
День гибели адмирала С.О. Макарова
С. О. Макаров. Фотография конца XIX в.
Портрет С.О. Макарова. Фотография 1880 г.
«Ермак» в тяжелых льдах. Фотография 1901 г.

13 апреля 1904 г. (ст.с.) на японской мине подорвался броненосец «Петропавловск», флагман тихоокеанского флота. Вместе с ним погибли 600 человек, художник В.В. Верещагин и вице-адмирал, командующий тихоокеанской эскадрой Степан Осипович Макаров. «Что броненосец? Да хоть бы два! Не то! Голова пропала!» говорили порт-артурские матросы. Гибель адмирала во многом определила дальнейшие неудачи в ходе русско-японской войны. Эскадра лишилась головы, а страна выдающегося флотоводца, теоретика морского боя, изобретателя, путешественника и ученого.

С.О. Макаров (1847-1904) - признанный герой русско-турецкой войны, автор теории непотопляемости кораблей, изобретатель "макаровского пластыря" и бронебойного "макаровского колпачка" и талантливый военачальник. После русско-турецкой войны сам Государь одарил героя золотой саблей, а легендарный генерал Скобелев после удачной Ахалтекинской кампании обменялся с Макаровым Георгием 4-ой степени.

В 1885 году в результате исследований Макарова, проведенных в проливе Босфоре и Черном море вышел научный труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей", удостоенный первой премии Российской Академии наук. С этого времени мир узнал Степана Осиповича как ученого-океанографа, одного из первых исследователей морских течений.

В 1886 г. на только что построенном корвете "Витязь" капитан 1-го ранга С.О. Макаров пустился в кругосветное плавание, которое продолжалось 993 дня. "Витязь" пересек три океана (не претерпев ни одной аварии) и собрал уникальные данные, в последствии удивившие научный мир. Огромный в двух томах труд «”Витязь” и Тихий океан» был удостоен престижной премии митрополита Макария академии наук и Константиновской золотой медали географического общества и стал "классическим трудом, настольной книгой по океанографии".

В 41 год Степан Осипович получил чин контр-адмирала и стал самым молодым адмиралом на русском флоте того времени.

В 1897 году неутомимый адмирал Макаров потряс общество вызовом «К Северному полюсу - напролом» и предложением построить мощный ледокол. Он призывал общество обратить внимание, что наша страна «своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан», куда впадают великие сибирские реки, бассейны которых охватывают огромные пространства Сибири и поставил целью освоение Северного морского пути. Это бы решило глобальные для того времени задачи открытие свободного пароходного сообщения между Обью и Енисеем и регулярного сообщения с Петербургом.

После нескольких резких отказов проект Макарова был одобрен, на строительство ледокола отпущено 3 млн. руб. Новый ледокол «Ермак» (названный в честь открытия Сибири) был построен в Англии при личном участии адмирала и в феврале 1899 году с легкостью ломая лед Финского залива вошел в Кронштадский порт.

В мае началось плавание ледокола в Арктику. Находясь севернее острова Шпицберген, ледокол сильно ударился о ледяной выступ и получил в носовой части пробоину. Пришлось возвращаться обратно. Это дало повод противникам С.О. Макарова заявить о полной непригодности "Ермака" для Арктики.

В суровую зиму 1889-1890 годов "Ермак" успешно спасал затертые в Финском заливе пароходы, в том числе и крейсер "Громобой". Им же был спасен новый броненосец "Генерал-адмирал Апраксин". 24 января произошло историческое событие - "Ермак" принял первую в мире радиотелеграмму следующего содержания: "Командиру ледокола "Ермак". Около Лавенсаари оторвало льдину с 50 рыбаками, окажите немедленно содействие спасению людей". Ледокол "Ермак" сразу же вышел для их спасения и выполнил задачу.

Летом 1901 года "Ермак" вновь совершил арктическую экспедицию. Однако через месяц после возвращения из экспедиции Макаров получает официальное уведомление о решении царя: «Ограничить деятельность ледокола "Ермак" проводкой судов в портах Балтийского моря…». Это был конец настойчивым попыткам С.О. Макарова наладить плавание вдоль северных берегов России и пробиться к Северному полюсу.

Ледокол "Ермак" весь мир по праву считает родоначальником современных мощных ледоколов. Он прослужил 66 стране лет, спас сотни кораблей, тысячи провел он через тяжелые льды. Заключительный рейс "Ермака" в Арктику состоялся в 1964 году. На смену старому "Ермаку" в 1974 году вступил в эксплуатацию новый мощный современный ледокол "Ермак". В память о творце и зачинателе ледокольного флота однотипный ледокол носит имя "Адмирал Макаров", который служит до сих пор.