Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Первая московская типография
“Образцовый” станок начала XVII в.
Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Иван Грозный и митрополит Макарий
 Москва [около 1553-1554 гг.]
Евангелие узкошрифтное.
Церковь Николы Гостунского в Кремле
Москва, 1564 г.  Печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец  “апостол  Лука”
Апостол.

К середине XVI в. Москва завершала объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство.

Это усилило политический, экономический и культурный рост страны. Венчание Ивана Грозного на царство укрепило централизованную власть и было тесно связано с усилением идеологической деятельности церкви. Часть реформ 50х годов XVI в. проводимых Иваном Грозным предшествовало введению в России книгопечатания, которое в свою очередь должно было стать отражением нового этапа развития Российского государства. Стоглавый Собор 1551 г. рассмотрел наряду с другими вопросы “о учениках”, “о училищах”, “о богослужебных книгах”, “о книжных писцах”, “о еретических книгах”, которые требовалось изъять из обращения.

Необходимость унификации, исправления и широкого распространения церковных книг побудила Ивана Грозного и митрополита Макария организовать книгопечатание. В 1553 году на Никольской улице в Китай-городе на средства царской казны начали строить Московский Печатный двор. Строительство продолжалось почти десять лет.

В этот период, как предполагают, на территории царских мастерских Кремля, в “Анонимной” типографии начались “подготовительные” работы по подбору шрифта, орнаментики, приемах внешнего оформления для первой русской печатной книги. В этой типографии были напечатаны семь изданий: три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди: постная и цветная. В них не указаны ни место издания, ни год выхода, нет упоминания о мастерах печатниках. В связи с этим их принято называть безвыходными или анонимными.

Кто были первые печатники нам также не известно. Есть мнение, что в анонимных изданиях принимали участие выписанные Иваном Грозным из Новгорода “печатных дел мастер” Маруша Нефедьев и “резчик всякой рези” Васюка Никифоров, а также будущие московские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Безвыходные издания были еще очень похожи на рукописные, которым мастера старались следовать во всем, однако, при этом создавались специфические приемы типографского шрифта (узкошрифтные, среднешрифтные, широкошрифтные) и украшения книг.

Первая печатная книга этой типографии вышла [около 1553 ‑1554 гг.] - Евангелие узкошрифтное, а последние две широкошрифтные Евангелие и Псалтырь вышли в [1563-1565 гг.]

Вся орнаментика в анонимных изданиях выполнена с большим вкусом. Узоры резались на дереве искусными мастерами. Особого внимания заслуживает и первая сюжетная заставка с евангелистом Матфеем в среднешрифтном Евангелии. Это и высокий стиль, техника гравюры и индивидуальность профессионального мастерства. Предполагается, что мастер гравюры был резчик по металлу, т.к. эта техника - металлографская, хотя и выполнена на дереве. Суть московских опытов заключается в том, что они новы по отношению к западным. Процесс двухцветной печати анонимных изданий трудоемок, кропотлив и ниоткуда не заимствован.

В 1553 году строительство Печатного двора на Никольской было завершено. С этого времени начался новый этап русского книгопечатания, которое стало непосредственно государственным делом, т.е. превратилось в государственную монополию. Во главе этой типографии стал Иван Федоров, дьякон церкви Николы Гостунского, что в Кремле.

19 апреля 1563 года на двух станах Московского Печатного двора Иван Федоров со своим другом и соратником Петром Мстиславцем начали печатать первую точнодатированную русскую книгу АПОСТОЛ. 10,5 месяцев кропотливого труда не прошли даром.

Техника этого издания была более совершенная, нежели анонимные книги. Иван Федоров “обновил” и поднял на новую высоту нашу печать. Огромное количество орнаментики в этой книге отличается высокохудожественностью и придает книге парадность, торжественность. Первопечатный Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца стал образцом полиграфического искусства и положил начало истории оформления русской печатной книги.

Иванова Ж. Н. Старший научный сотрудник ГИМ