19 апреля
Первая московская типография
“Образцовый” станок начала XVII в.
Иван Грозный и митрополит Макарий
Евангелие узкошрифтное.
Церковь Николы Гостунского в Кремле
Апостол.

К середине XVI в. Москва завершала объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство.

Это усилило политический, экономический и культурный рост страны. Венчание Ивана Грозного на царство укрепило централизованную власть и было тесно связано с усилением идеологической деятельности церкви. Часть реформ 50х годов XVI в. проводимых Иваном Грозным предшествовало введению в России книгопечатания, которое в свою очередь должно было стать отражением нового этапа развития Российского государства. Стоглавый Собор 1551 г. рассмотрел наряду с другими вопросы “о учениках”, “о училищах”, “о богослужебных книгах”, “о книжных писцах”, “о еретических книгах”, которые требовалось изъять из обращения.

Необходимость унификации, исправления и широкого распространения церковных книг побудила Ивана Грозного и митрополита Макария организовать книгопечатание. В 1553 году на Никольской улице в Китай-городе на средства царской казны начали строить Московский Печатный двор. Строительство продолжалось почти десять лет.

В этот период, как предполагают, на территории царских мастерских Кремля, в “Анонимной” типографии начались “подготовительные” работы по подбору шрифта, орнаментики, приемах внешнего оформления для первой русской печатной книги. В этой типографии были напечатаны семь изданий: три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди: постная и цветная. В них не указаны ни место издания, ни год выхода, нет упоминания о мастерах печатниках. В связи с этим их принято называть безвыходными или анонимными.

Кто были первые печатники нам также не известно. Есть мнение, что в анонимных изданиях принимали участие выписанные Иваном Грозным из Новгорода “печатных дел мастер” Маруша Нефедьев и “резчик всякой рези” Васюка Никифоров, а также будущие московские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Безвыходные издания были еще очень похожи на рукописные, которым мастера старались следовать во всем, однако, при этом создавались специфические приемы типографского шрифта (узкошрифтные, среднешрифтные, широкошрифтные) и украшения книг.

Первая печатная книга этой типографии вышла [около 1553 ‑1554 гг.] - Евангелие узкошрифтное, а последние две широкошрифтные Евангелие и Псалтырь вышли в [1563-1565 гг.]

Вся орнаментика в анонимных изданиях выполнена с большим вкусом. Узоры резались на дереве искусными мастерами. Особого внимания заслуживает и первая сюжетная заставка с евангелистом Матфеем в среднешрифтном Евангелии. Это и высокий стиль, техника гравюры и индивидуальность профессионального мастерства. Предполагается, что мастер гравюры был резчик по металлу, т.к. эта техника - металлографская, хотя и выполнена на дереве. Суть московских опытов заключается в том, что они новы по отношению к западным. Процесс двухцветной печати анонимных изданий трудоемок, кропотлив и ниоткуда не заимствован.

В 1553 году строительство Печатного двора на Никольской было завершено. С этого времени начался новый этап русского книгопечатания, которое стало непосредственно государственным делом, т.е. превратилось в государственную монополию. Во главе этой типографии стал Иван Федоров, дьякон церкви Николы Гостунского, что в Кремле.

19 апреля 1563 года на двух станах Московского Печатного двора Иван Федоров со своим другом и соратником Петром Мстиславцем начали печатать первую точнодатированную русскую книгу АПОСТОЛ. 10,5 месяцев кропотливого труда не прошли даром.

Техника этого издания была более совершенная, нежели анонимные книги. Иван Федоров “обновил” и поднял на новую высоту нашу печать. Огромное количество орнаментики в этой книге отличается высокохудожественностью и придает книге парадность, торжественность. Первопечатный Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца стал образцом полиграфического искусства и положил начало истории оформления русской печатной книги.

Иванова Ж. Н. Старший научный сотрудник ГИМ