1 апреля
1682 - Казнь протопопа Аввакума
О чём писали газеты 1 апреля
Казнь протопопа Аввакума
ПРОТОПОП АВВАКУМ
ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629—1676)
ПАТРИАРХ НИКОН
ИКОНА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КРЕСТА
КАРТА СИБИРИ Россия.
Пустозерский острог.

Протопоп Аввакум Петров, крупнейший деятель раннего старообрядчества, писатель и публицист, родился в семье священника в селе Григорово, близ Нижнего Новгорода. Большое влияние на нравственное развитие личности будущего идеолога церковного раскола оказала мать Аввакума, “постница и молитвенница”. Благодаря её стараниям, молодой человек получил хорошее образование, несмотря на бедность. По настоянию матери в 1638 г. Аввакум женился на четырнадцатилетней дочери кузнеца Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его спутницей. Поставленный священником в селе Лопатищи в 1644 г. Аввакум начинает бороться за благочестие своих мирян, но преследование местных властей вынуждает его летом 1647 г. бежать с семьей в Москву.

В Москве Аввакум своей пылкой верой произвел впечатление на царя Алексея Михайловича и присоединился к “Кружку ревнителей благочестия”, в который входили представители высших кругов русского общества: царский духовник С. Вонифатьев, протопоп Казанского собора И. Неронов, близкий друг царя боярин Ф.М. Ртищев и будущий патриарх Московский Никон. Участники кружка, поддерживаемые царем, выступали за исправление нравов и преобразование церковной жизни. Благодаря поддержке влиятельных московских лиц Аввакум возвратился в свои края, где вновь подвергся преследованиям прихожан. В 1652 г., уже поставленный в протопопы, он вновь приехал в Москву.

В Москве Аввакум оказался в самой гуще событий, связанных с проведением церковной реформы, которая разделила бывших соратников на два противоположных лагеря. В 1653 г. Московский патриарх Никон приступил к исправлению церковных обрядов и богослужебных книг по новым греческим образцам. \

Противники никоновской реформы обратились к широким слоям верующих с призывом сохранить “древлее благочестие”. Признавая необходимость реформы, они утверждали, что нужно вести исправление, примеряясь к древнерусским образцам и решениям Стоглавого собора, который в середине XVI в. утвердил незыблемость обрядов русской церкви. Сторону ревнителей старой веры приняли многие представители знати, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения, идеологом и вождем которого в XVII в. стал протопоп Аввакум.

По приговору церковного собора в июле 1653 г. Аввакум с семьей был сослан в Тобольск, а затем отправлен священником отряда воеводы А.Ф. Пашкова, направившегося в Забайкалье.

Более 10 лет длилась, полная невероятных лишений и голода, сибирская ссылка Аввакума, которую разделила с ним семья. В Сибири родилась слава протопопа как героя и мученика за правду, развился его талант проповедника. В Сибири осталось немало его учеников и последователей. После лишения Никона патриаршего сана Аввакуму разрешено возвратиться в Москву, где он был благосклонно принят царем. Однако, за отказ идти на уступки, на церковном соборе 1666—1667 гг. протопоп Аввакум расстрижен и 13 мая предан церковному проклятию.

В августе 1667 г. по царскому указу Аввакум вместе с соратниками был приговорен к ссылке в Пустозерский острог, который становится особой тюрьмой для ссыльных расколоучителей. В изгнании он продолжал проповедовать “старую веру”. Его неослабевающее упорство множило ряды сторонников раскола. В заключении Аввакум написал главные свои произведения “Книгу бесед”, “Книгу толкований”, “Житие”. Перу Аввакума принадлежит более 80 сочинений, большая часть которых приходится на годы пустозерской ссылки. Его разнообразное по тематике творческое наследие отличается яркостью, широкой эрудицией, насыщено живой разговорной речью.

Церковный собор 1681—1682 гг. принял решение о казни Аввакума и его “соузников”. 1 апреля 1682 г. пустозерские узники Аввакум Петров, Лазарь, Епифаний и Федор были заживо сожжены “за великие на царский дом хулы”.

Соколова О.В. Научный сотрудник ГИМ