Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
03 апреля
03 (14).04.1745 г. Родился Д.И. Фонвизин
 Неизв. художник с ориг. Ж.Ш. Караффа. Первая половина XIXв. Холст, масло
Портрет Д.И. Фонвизина.
 Бумага, акварель, белила, тушь.
Вид здания бывшей Главной аптеки, где помещался Московский университет и гимназии при нем 1800-е. гг.
Портрет Н.И.Панина.

Денис Иванович Фонвизин (1745–1792), знаменитый писатель Екатерининской эпохи, родоначальник жанра социально-политической комедии в русской драматургии, родился в Москве 3 апреля 1745 г. Предки его принадлежали к лифляндскому рыцарскому роду, выехавшему в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшему.

Первоначальное образование Фонвизин получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, а в 1755 г. он был отдан в гимназию при только что открывшемся Московском университете. В 1761 г. он стал студентом. Именно в университете он получил «вкус к словесным наукам», слушая лекции учеников М.В. Ломоносова профессоров Н.Н. Поповского и А.А. Барсова на кафедре красноречия, посещая дом директора (позже – куратора) М.М. Хераскова, объединившего вокруг себя талантливую молодежь, увлеченную литературой. Уже в 1761 г. в печати появляются первые переводы Фонвизина, среди которых выделяется перевод басен датского писателя-просветителя Гольберга, направленных как против общечеловеческих недостатков, так и против социальной несправедливости. Фонвизин подошел к переводу творчески: стремясь к лаконизму и афористичности изложения, он отбросил подробности и усилил сатирическую направленность подлинника. В это же время из-под его пера появляются едкие сатиры «на лица», которые получают популярность у современников. До нас дошли лишь несколько из них.

К годам ученья относится и зарождение в Фонвизине любви к театру: во время поездки лучших гимназистов в Петербург для представления куратору московского университета И.И. Шувалову, он был на театральном представлении, которое, по его воспоминаниям, оказало на него глубочайшее впечатление.

В 1762 г., не окончив университетского курса, Фонвизин вынужден был начать военную службу сержантом гвардии. Однако военное дело его совсем не интересует. Он подает прошение о переводе в гражданскую службу, и его зачисляют переводчиком в Иностранную коллегию, а в следующем году назначают в канцелярию И.П. Елагина, статс-секретаря императрицы Екатерины II, который с 1766 г. получает под свое начальство театры. Возможно, этим назначением Фонвизин был обязан «греху юности» – переводу тираноборческой трагедии Вольтера «Альзира», над которым он начал работать еще в университете. Это произведение так не увидело свет: судя по высказываниям Фонвизина в его письмах к близким, жанр трагедии не соответствовал его вкусам и таланту.

Среди написанного Фонвизиным в это время необходимо отметить два произведения – комедию «Корион» (приспособленный к русским нравам перевод-переделку сентиментальной драмы писателя Грессе «Сидней», поставлена в 1764 г.) и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1763–1766 гг.), ставших, каждое по-своему, этапными в его творчестве, своеобразной подготовкой к созданию его новаторских комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир» (1769 г.) создавалась в обстановке общественного подъема, связанного с подготовкой к открытию и работой Комиссии по составлению нового Уложения (свода законов). Идейный настрой комедии был близок выступлениям передовых депутатов этой комиссии, а также обличительной политической сатире журналов Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». Образы главных героев, невежественных дворян, как бы опровергали кичливые заявления консервативно настроенных депутатов о неоценимых заслугах «благородного» сословия перед отечеством, которые дают им право на неограниченную власть над крепостными крестьянами. Водевильная фабула, сочные, узнаваемые современниками образы тупого и грубого Бригадира (чин в русской армии XVIII в., следующий за полковничьим), взяточника Советника, омерзительного петиметра Иванушки «не помнящего родства», остроумный, близкий к разговорному язык, попытка проследить истоки формирования характеров персонажей, – все это произвело сильное впечатление на тогдашнюю публику и обеспечило успех пьесе и ее долгую жизнь на сцене.

В 1769 г., вследствие конфликта с секретарем Елагина, драматургом Лукиным, Фонвизин переходит в Коллегию иностранных дел и становится секретарем вице-канцлера графа Н. И. Панина. Новая служба требует много времени и сил, а причастность Фонвизина к замыслу Панина, совершить бескровный переворот в пользу цесаревича Павла Петровича, сына Екатерины II, совершеннолетие которого (а с ним и получение прав на престол) исполнялось осенью 1772 г., доставила писателю немало тревог и опасений. Под руководством своего начальника он составляет проект государственных реформ, направленный на ограничение власти самодержца в России. Служба при Панине продолжалась до 1782 г., когда Фонвизин вышел в отставку.

В 1770-е – 1780-е гг., когда Фонвизин находился в центре общественных и политических интересов эпохи, появились его важнейшие в литературном и общественном отношениях произведения. Это были статьи в журнале «Собеседник любителей российского слова», издаваемом княгиней Е.Р. Дашковой: «Опыт российского сословника», «Вопросы автору Былей и Небылиц», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием», поднимавшие острые общественно-политические вопросы и вызвавшие недовольство императрицы Екатерины II своим «свободоязычием», а также не менее острая «Всеобщая придворная грамматика». В 1782 г. он завершает работу над комедией «Недоросль», которая была в том же году представлена на сцене.

Вершина творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в., это глубоко новаторское произведение положило начало новому жанру общественно-политической комедии, в котором будут созданы в XIX в. «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Основным конфликтом в «Недоросле» становится борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой «благородного сословия» за истребление рабства, диких форм крепостничества. Художественное воспроизведение в комедии объективной действительности в широком ее охвате, создание индивидуализированных, и в то же время, типических образов, раскрывающих себя преимущественно и в типических обстоятельствах, отказ от схематического конструирования характеров, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц – все это свидетельствует о начале формирования критического реализма в русской литературе.

Последние годы жизни прошли для Фонвизина в тяжелой обстановке: окончательно расстроилось здоровье, пошатнулось и его материальное благосостояние. Литературная деятельность его почти совсем прекращается, если не считать литературным произведением его письма из-за границы и его путевые журналы. Они не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX в., но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя тогдашней европейской жизни; в них виден самостоятельный, критически мыслящий человек, и в этом они значительно выше «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

Д.И. Фонвизин умер 1 (12) декабря 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ