Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
04 (15).04.1765 г. Скончался М.В. Ломоносов.
 Гравюра Э. Фессара. 1757 г.
Портрет М.В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) относится к немногочисленной когорте людей, с именами которых связаны эпохальные изменения в жизни российского общества. Его имя неотделимо от процесса становления науки в России, формирования в русском общественном сознании нового отношения к науке не только как к полезному для экономики явлению, но и как к духовной, самодостаточной ценности.

Ломоносов родился 8 ноября 1711 в д. Денисовка на Курострове в нескольких верстах от г. Холмогоры в семье черносошного (т. н. государственного, лично-свободного) крестьянина Василия Дорофеевича. Мать – Елена Ивановна Сивкова, дочь дьякона церкви из с. Матигоры, умерла около 1719 г. Отец, как и все в этом суровом краю, занимался морским промыслом, и Михайло с 10–11 лет уже ходил с ним в плавания.

С детства его отличала любознательность. Научившись читать и писать с помощью церковного дьячка, он пристрастился к чтению. Особую роль в его судьбе сыграли две книги, которые впоследствии он назвал «вратами» своей учености – «Арифметика» Л. Магницкого, настоящая энциклопедия математических знаний, и «Грамматика» М. Смотрицкого. Он выучил их почти наизусть, что впоследствии помогло ему продолжить образование. Тяга к познанию мира была у Ломоносова настолько непреодолимой, что он решается на неординарный поступок: в декабре 1730 г., вопреки воле отца, он уезжает с рыбным обозом в Москву и, выдав себя за сына холмогорского дворянина, поступает в Славяно-греко-латинскую академию. В 19 лет Ломоносов садится за одну парту с малыми ребятами, живет на стипендию 3 копейки в день. Несмотря на трудности, он усиленно занимается, за один год осваивает программу трех классов, овладевает латынью, на которой тогда печаталась вся научная литература.

В январе 1736 г. Ломоносов в составе группы студентов, отобранных для зачисления в университет, созданный при Академии наук, приезжает в Петербург. Через полгода его и еще двоих студентов отправляют в Германию для обучения горному делу. В Марбургском университете они в течение трех лет слушают курсы математики, механики, теоретической и экспериментальной физики, философии и логики знаменитого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. Наняв учителей, изучают дополнительно французский язык, танцы, рисование, фехтование.

По окончании курса в июле 1739 г. они едут в саксонский город Фрейберг для специализации в горном деле, металлургии и химии. Через некоторое время между Ломоносовым и их наставником И.Ф. Генкелем происходит конфликт: по указанию из Петербурга тот урезал и без того мизерные расходы на содержание русских студентов, раздражал своей мелочной опекой. Ломоносов самовольно покидает Фрейберг, целый год самостоятельно странствует по рудникам и заводам Германии, посещает голландские города Гаагу и Роттердам. При этом он безуспешно стремится встретиться с русскими дипломатами, чтобы вернуться на родину. Во время этих скитаний его насильно завербовывают в прусскую армию, однако ему удается бежать. Летом 1740 г. в Марбурге происходит его венчание с Елизаветой-Христиной Цильх, которая разделила с ним все радости и невзгоды его жизни. Лишь летом 1741 г. с помощью Х. Вольфа Ломоносов получает разрешение вернуться домой.

Пять лет учения и напряженного труда в библиотеках, лабораториях, на рудниках и заводах сформировали его как ученого. Уже в начале января 1742 г. Ломоносов получает звание адъюнкта физического класса, что позволяет ему вести самостоятельную научную работу, а 25 июля 1745 г. императрица Елизавета Петровна утверждает его избрание профессором химии. Одновременно с ним профессорское звание получает В.К. Тредиаковский, и они становятся первыми русскими академиками.

В 1748 г. по инициативе Ломоносова создается первая в России химическая лаборатория, призванная, по мнению ученого, не только способствовать развитию науки, но и подготовке отечественных кадров. В ней Ломоносов начинает опыты по изготовлению цветных стекол, необходимых ему для экспериментального подтверждения создаваемой им теории света и цветов. «Побочным» продуктом этой научной деятельности стало открытие Ломоносовым утраченного в древности секрета производства смальты и возрождение искусства мозаики. На территории своей городской усадьбы на набережной Мойки он строит мозаичную мастерскую, где с помощью учеников создает мозаичные картины.

Круг научных интересов Ломоносова чрезвычайно широк, его открытия обогатили многие отрасли знания: физику, физическую химию, минералогию, кристаллографию, астрономию, языкознание, филологию и другие, – а его идеи далеко опередили науку того времени. Будучи сторонником деизма, ученый материалистически рассматривал явления природы. В своих трудах он развивает атомно-молекулярные представления о строении вещества; в противоположность господствовавшей тогда теории теплорода утверждает, что теплота обусловлена движением корпускул; исследует атмосферное электричество и силу тяжести. Им формулируется важнейший принцип сохранения материи и движения; закладываются основы физической химии; развивается учение о цвете. Он открывает существование плотной атмосферы на планете Венера. Ему принадлежит описание строения Земли и объяснение происхождения многих полезных ископаемых и минералов; он – автор первого руководства по металлургии на русском языке; создатель ряда оптических и астронавигационных приборов. В конце жизни, будучи с 1758 г. главой Географического департамента, Ломоносов подчеркивает необходимость исследования Северного морского пути и освоения Сибири.

Трудно переоценить роль Ломоносова в развитии русской литературы и языка. Крупнейший поэт-классицист, мастер торжественной оды философского и высокого гражданственного звучания, он довел до логического конца реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским, открыв колоссальные возможности русской поэзии. Литературные произведения Ломоносова, а также написанные им фундаментальная научная грамматика русского языка и риторика – «Краткое руководство к красноречию», позволяют назвать его одним из создателей современного русского литературного языка, что дало отечественной культуре мощное средство ее развития. Оценивая вклад Ломоносова, В.Г. Белинский, назвал его «Петром Великим русской литературы».

Наряду с исследованиями в области естественных наук и литературным творчеством Ломоносов занимается русской историей, пишет отзывы на различные исторические сочинения, в том числе на многотомный труд академика Г.Ф. Миллера «История Сибири», готовит материалы для истории царствования Петра I, заказанной Вольтеру Елизаветой Петровной. Результатом многолетних изысканий в этой области явилось издание в 1755 г. «Древней Российской истории» и составление «Краткого российского летописца с родословием».

Важнейшим делом своей жизни, своим долгом перед Россией, необходимейшим делом для ее процветания и развития Ломоносов считает подготовку отечественных ученых. С конца 1740-х гг. он начинает читать лекции по физике студентам академического университета. В 1752–1754 гг. в созданной им химической лаборатории Ломоносов впервые в мире читает разработанный им курс физической химии. Мечтая о создании в России университета, Ломоносов находит поддержку в этом деле у своего влиятельного покровителя, просвещенного фаворита императрицы И.И. Шувалова, составляет подробный план его организации, выступая за доступность обучения в нем для всех сословий. 12 января 1755 г. императрица Елизавета подписывает указ об учреждении Московского университета.

В марте 1765 г. Ломоносов сильно простудился и 4 (15) апреля умер. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге при большом стечении народа.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ