Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
05 (16).04.1763 г. Скончался Ф.Г. Волков
Портрет Ф.Г. Волкова. Неизвестный художник по ориг. А.П. Лосенко. XIX в. Холст, масло
Вид Ярославля.
Дерево, резьба. По легенде, сделаны для коронационного маскарада Екатерины II.
Сани маскарадные с изображением богини Минервы. Россия. 1763 (?) г.

Имя Федора Григорьевича Волкова (1729–1763), первого русского великого трагического актера, талантливого режиссера неотделимо от истории возникновения и становления первого профессионального Российского театра.

Он родился в 9 (20) февраля 1729 г. в Костроме в купеческой семье. Его отец, Григорий Иванович, умер, когда он еще был ребенком. Мать, Матрена Яковлевна, вышла замуж второй раз за богатого купца Ф.В. Полушкина, семья обосновалась в Ярославле. Отчим дал Федору хорошее начальное образование дома, а потом отправил его учиться в Москву, рассчитывая передать ему свое дело. В старой столице он пробыл с 1741 по 1748 г.; где он учился, точно неизвестно, но, очевидно, именно в Москве он познакомился с искусством театра.

Возвратившись домой, Федор не застал в живых отчима. Управление предприятиями, доставшимися ему в наследство, он передал брату Алексею, полностью посвятив себя организации любительского театра. Первые спектакли в 1750 г. давались в полушкинском амбаре, приспособленном под театр. Среди актеров ярославской труппы мы видим братьев Федора – Григория и Гаврилу, братьев М. и А. Поповых, один из которых впоследствии стал драматургом, автором первой русской комической оперы «Анюта», второй – известным актером, И. Ныркова, будущего знаменитого актера-трагика, педагога, переводчика, более известного под псевдонимом И. Дмитревский.

Выступления молодых энтузиастов привлекли внимание и простого люда, и дворянства, и властей. На собранные дворянским обществом деньги на берегу Волги по проекту Волкова было построено деревянное театральное здание на 1000 человек, принявшее первых зрителей в январе 1751 г. Представлениям ярославцев сопутствовал успех. В немалой мере он объяснялся репертуаром театра, в котором присутствовали и трагедии А.П. Сумарокова, проникнутые идеями высокой гражданственности, в которых автор обращался к русской истории, и пасторали («Евдон и Берфа»), и драмы («Есфирь и Агасфер»), и сложная в техническом отношении духовная мистерия Димитрия Ростовского «Покаяние грешного человека». Подбор пьес, оформление спектаклей, игра актеров-любителей свидетельствуют, с одной стороны, о знакомстве Волкова-режиссера с репертуаром и «игровыми» особенностями народного и школьного театров, с другой – об освоении им современного театрального репертуара и опыта европейской художественной школы. Волков выступал, кроме того, как переводчик и драматург, пьесы которого ставились, но тексты их не сохранились.

Слава о театре дошла до столицы. В январе 1752 г. труппу Волкова приглашают в Петербург, где она дает несколько представлений на придворной сцене. «Искусные и знающие люди увидели превеликие способности в сем г. Волкове и …его сотоварищах, хотя игра их и была только что природная и не весьма украшенная искусством», – писал позднее крупнейший деятель русского просвещения Н.И. Новиков в своем «Драматическом словаре».

Для приобретения необходимой общей подготовки и придания блеска природным талантам наиболее способных актеров труппы по приказанию императрицы Елизаветы Петровны определяют в Сухопутный шляхетный корпус. Там они изучают словесность, иностранные языки, рисование, фехтование, музыку, танцы. Указом императрицы 30 августа 1756 г. в Петербурге учреждается первый профессиональный Российский «для представления трагедий и комедий публичный театр» под «дирекцией» поэта и драматурга, создателя российского классицистического репертуара А.П. Сумарокова. Волков был утвержден его Первым актером. Он стал не только исполнителем главных ролей, но и ближайшим помощником директора театра.

Положение только что основанного Российского театра было нелегким: Головкинский дворец, где давала представления русская труппа, был старым, сырым, кроме того, располагался на Васильевском острове рядом с Кадетским корпусом (бывшим дворцом князя Меншикова), добраться до него через Неву иногда было затруднительно. На его содержание из казны выделялось всего 5 тыс. рублей в год, в то время как иностранные труппы получали по 20 – 25 тыс. Не было своих музыкантов. Скудное жалованье актерам выдавалось нерегулярно. В этих условиях Сумароков, на котором лежали как творческие задачи, так и хозяйственные заботы, впадал в отчаяние. Не окажись в труппе такого человека, как Федор Волков, уравновешенного, энергичного, не менее Сумарокова преданного театру, но куда более жизнестойкого, умеющего преодолевать препятствия, вряд ли бы Российский театр сумел устоять. Волков сам рисовал эскизы костюмов, занимался бутафорией, руководил репетициями актеров. В конце концов,г труппе было разрешено давать представления по четвергам, а также в свободные от представлений дни в дворцовом театре на оживленной Адмиралтейской стороне, а сборы от спектаклей оставлять на нужды труппы.

Волков, по отзывам современников, был не только режиссером, но и самым талантливым актером труппы. Обладая широким актерским амплуа, он блистательно, в классическом стиле актерской игры, исполнял роли, как трагических героев, так и комических персонажей.

В 1761 г. после отставки Сумарокова Волков стал фактическим руководителем театра. Однако реализовать предоставленные ему судьбой возможности он не успел. 25 декабря 1761 г. умирает императрица Елизавета, против ее преемника на троне Петра III вызревает заговор во главе с его супругой, Екатериной Алексеевной. В нем участвуют Федор Волков и «при нем Григорий», его брат. Какова была их роль – непонятно, но они поименованы самой императрицей среди 40 человек, более других способствовавших ее восшествию на престол. Существует легенда, что Ф. Волков выручил заговорщиков, забывших впопыхах взять с собой заранее заготовленный манифест о восшествии на престол Екатерины II: взяв в руки чистый лист бумаги, он громко «зачитывает» текст манифеста перед собравшимися гвардейцами. Есть сведения об его присутствии в Ропшинском дворце, где окончил свои дни экс-император Петр III. Так ли это было – точно не известно, однако братьям Волковым жалуется дворянское достоинство и по 700 душ мужского пола крепостных.

В июле 1762 г. по приказу Екатерины II труппа Российского театра сопровождает двор в Москву, где в сентябре в Успенском соборе Кремля состоялась церемония коронации, и где императрица провела несколько месяцев, празднуя свое вступление на престол. Волкову поручают осуществить постановку одного из центральных мероприятий коронационных празднеств – карнавального шествия по улицам Москвы, которое получило название «Торжествующая Минерва». Волков пишет либретто, рисует эскизы костюмов, руководит изготовлением бутафории, подбирает музыку, возглавляет подготовку участников процессии – актеров, студентов Московского университета и других людей, «кои к театральному действу имели склонность».

Карнавал проходил 30 января, 1 и 2 февраля 1763 г. и все три дня Волков, наблюдая за представлением, разъезжал верхом по улицам. Он сильно простудился и скончался 5 (16) апреля 1763 г. 35-ти лет от роду. Похоронен он был в московском Златоустовском монастыре (а не в Андрониевском монастыре, как считалось до недавнего времени).

До обидного мало дошло до нас сведений о личности великого русского актера. «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг», – писал о нем Новиков. Был он «жития трезвого» и «строгой добродетели», «с первого взгляда казался он несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями, с которыми умел обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками… Друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать». До нас дошли его острые эпиграммы, песни, характеризующие его как человека критически мыслившего.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ