Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Цусимское сражение
Фотография 80-е гг. XIX в.
З.П.Рожественский.
Фотография 10 мая 1905 г. (фрагмент) Фотография сделана во время похода эскадры с госпитального судна Кострома.
2-я Тихоокеанская эскадра в походе
Фотография 1905 г.
Одна из множества пробоин, сделанных на русском крейсере “Олег”.
Был издан автором в С.-Петербурге в 1907 г. под псевдонимом матрос Затертый.
Очерк А.С.Новикова –Прибоя
Фотография 1905г.
Крейсер “Жемчуг”, снятый через пробоину крейсера “Олег”.
Фотография 1905г.
Крейсеры “Аврора”, “Жемчуг”, “Олег”, стоящие на якоре в Маниле.

14-го мая 1905 года в Цусимском проливе произошло крупное морское сражение, предопределившее окончательное поражение России в войне с Японией. В нем приняли участие корабли японского флота под командованием адмирала Того, с одной стороны, а также 2-ой и 3-ей Тихоокеанских эскадр Российского флота под командованием адмирала З.П.Рожественского, с другой.

2-ая Тихоокеанская эскадра была сформирована и послана на Дальний Восток еще в октябре 1904 года. Ее командующим был назначен вице-адмирал, генерал-адьютант, начальник Главного морского штаба З.П.Рожественский.

Эскадре предстояло пройти долгий и сложный путь из Балтийского моря через 3 океана к берегам Японии. В ее состав входили: 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 9 эсминцев, 7 крейсеров, в том числе и знаменитый крейсер “Аврора”, прославившийся через несколько лет своим участием в Октябрьской революции.

С выходом русской эскадры из Балтийского моря, японское командование активизировало свои действия против Порт-Артура, стремясь захватить его и уничтожить 1-ю Тихоокеанскую эскадру до подхода 2-й. 20 декабря 1904 года после 11-месячной героической обороны Порт –Артур был сдан. Остатки 1-ой Тихоокеанской эскадры были уничтожены. Русские корабли тем временем продолжала свой путь на Дальний Восток.

14 мая 1905 года эскадра Рожественского вошла в Корейский пролив, в 13 ч.  15 мин. у островов Цусима она встретилась с главными силами японского флота. В 13 часов 49 минут был открыт огонь. При равном числе кораблей японский флот превосходил русскую эскадру по ряду параметров, в том числе, по быстроходности, а также скорострельности и дальнобойности артиллерии. В результате дневного боя 14 мая погибли броненосцы “Суворов”, “Александр III”, “Бородино”, “Ослабя” и вспомогательный крейсер “Урал”. Многие корабли получили серьезные повреждения.

О Цусимском сражении было написано много воспоминаний, статей, очерков, романов. Один из нелицеприятных очерков “Безумцы и бесплодные жертвы”, в виде брошюры подпольно был издан участником сражения, бывшим матросом броненосца “Орел” под псевдонимом матрос Затертый. В советское время имя его автора Алексея Силыча Новикова-Прибоя стало широко известно главным образом благодаря роману “Цусима”, в который вошел и этот его ранний очерк. “День близился к концу, - читаем мы впечатления очевидца, - артиллерия (противника), потрясая воздух, неистовствовала, ее ярости, кажется, не было границ, доведенная до чудовищного совершенства, она обдавала нас каким-то ураганом из огня и стали, превращая все в груды развалин.”

Среди кораблей, получивших серьезные повреждения 14 мая, был крейсер “Светлана” – бывшая яхта. На следующий день она начала неравный бой с преследовавшими ее японскими кораблями. У моряков бывшей яхты не было мысли сдаваться в плен. После того как снаряды противника вывели из строя одну за другой обе машины, и на крейсере кончились снаряды, командир “Светланы” приказал открыть кингстоны. Японцы с ожесточением расстреливали безмолвный, но непокорившийся им русский корабль, медленно погружавшийся в воду. Их снаряды оборвали жизнь командира корабля капитана 1-го ранга С.П.Шеина, с честью выполнившего свой долг.

Но были и другие примеры. Утром 15 мая отряд адмирала Небогатова окружили японские корабли. С поврежденного броненосца “Орел”, примкнувшего к отряду, по противнику был открыт огонь, но на флагманском корабле неожиданно подняли сигналы “окружен” и “сдаюсь”. И только крейсер “Изумруд” не подчинился приказу о сдаче и, прорвав вражеское кольцо, ушел к берегам русского приморья, но там затонул, разбившись о камни. Крейсеры “Аврора”, “Жемчуг” и “Олег”, получившие серьезные повреждения во время боя, прорвались в Манилу. Миноносец “Бодрый”, транспорты “Свирь” и “Корея” – в Шанхай, где были интернированы до конца войны. И только крейсер “Алмаз”, миноносец “Бравый” и “Грозный” сумели прорваться во Владивосток. В Цусимском сражении погибло 5045 моряков.

Что касается командующего эскадрой адмирала З.П.Рожественского, то, будучи ранен, и, находясь на миноносце “Бедовый”, он был взят в плен вместе с кораблями, сдавшимися без боя. По возвращении в Россию был предан военно-морскому суду, но оправдан, как тяжело раненный в бою. После окончания войны на монетном дворе С.-Петербурга были отчеканены наградные медали “В память похода эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток”. Они были высланы в Главный морской штаб для вручения их оставшимся в живых матросам и офицерам, участникам этого печально знаменитого похода.

Журавская И.Л. Старший научный сотрудник ГИМ