Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
О чём писали газеты 15 мая
День Рождения Московского Метрополитена
Карта-схема 1 и II очереди московского метрополитена
Встреча при сбойке двух шахт
Бригадир чеканщиков - Т.В. Федорова
Начальник шахты - Т.В.Федорова с проходчиками
Станция метро “Комсомольская”
Станции метро “Кропоткинская”.
Станции метро “Кропоткинская”.

15 мая 1935 г. 13 станций первой очереди Московского метро открыли свои двери для пассажиров столицы. Дорога, протяженностью 11,2 км, соединила центр города с парком в Сокольниках, Центральным парком культуры и отдыха и Смоленской площадью. Открытие метро вылилось в настоящий всенародный праздник.

С этого момента ведет свой отсчет история развития первого отечественного метрополитена, ставшего родоначальником создания метрополитенов во многих городах России и ближнего зарубежья.

Идея строительства метрополитена в Москве активно обсуждалась с начала ХХ века по мере обострения транспортного кризиса.

Решение о строительстве столичного метрополитена было принято на Пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. и в том же году специально созданная организация “Метрострой” начала подготовку строительства. Через 4 года москвичи получили метро.

Трасса метрополитена пролегала по историческим местам поселений московитян, по руслам древних рек, давно ушедших в толщу земли.

Как только проходчики вскрыли московский грунт, плотно осевший под тяжестью огромного города, - земля ожила в полном смысле этого слова. Всколыхнулись реки, зашевелились плавуны. Крайне сложной и трудной была проходка тоннелей в грунтах, насыщенных водой, и в плавунах, отличающихся чрезвычайной подвижностью.

Первопроходцам пришлось вести тяжелую и упорную борьбу с разбуженными силами природы.

Московское метро строила вся страна. Тысячи молодых людей, прибывших на стройку по комсомольским путевкам, героическим трудом создавали биографию Метростроя, а Метрострой ковал судьбы своих строителей.

Крестьянский паренек Вася Полежаев начал свой путь на Метрострое простым рабочим и дорос до руководителя всего строительства. Именем героя Социалистического Труда инженера Василия Деметьевича Полежаева называется станция на Краснопресненском радиусе московского метрополитена.

Вся трудовая жизнь Героя Социалистического труда Татьяны Викторовны Федоровой связана с Метростроем. В ее послужном списке значатся специальности: землекоп, проходчик, бригадир стахановско-комсомольской бригады чеканщиков, начальник смены, участка, шахты, а впоследствии – заместитель начальника Управления Метростроя.

Как и многие комсомольцы 30-х годов, она “заболела” авиацией. Каждый день, опускаясь под землю в рабочее время, после работы она поднималась в небо, прыгала с парашютом, училась управлять самолетом.

В 22 года Т.В.Федорова была избрана депутатом Верховного Совета СССР и всю жизнь выполняла ответственную государственную, производственную и общественную работу.

Московское метро признается лучшим в мире по своим конструктивным качествам, архитертурно-художественному оформлению, культуре обслуживания пассажиров.

Выдающимся творческим вкладом в сокровищницу не только советской, но и мировой культуры стал московский метрополитен как действующая трнспортная магистраль и как архитектурный ансамбль просторных и светлых подземных дворцов, облицованных мрамором, украшенных декоративной скульптурой, керамикой, монуметальной живописью.

В 1939 г. в Париже на архитектурной выставке за оформление станций “Красные ворота”, “Кропоткинская”, “Маяковская” группе архитекторов была присуждена высокая награда – премия Гран При.

Писатель Антуан Экзюпери после открытия московского метро написал: “Мне кажется, что народ, который в таком строительстве, как метро, придает такое большое значение роскоши и свету и таким образом создает сооружение не только полезное, но и приятное, уже построил главное и уверен в своем будущем”.

Московский метрополитен сегодня – сложнейшее высокотехническое предприятие, ставшее неотъемлемой частью городского хозяйства. За 65 лет работы московский метрополитен перевез более 102 миллиардов пассажиров. Ежедневно около 8 тысяч поездов перевозят 8 млн.760 тыс. человек. 161 станция московского метро принимает пассажиров для перевозки на 11 линиях подземной дороги, протяженнгстью свыше 260 км. 548 эскалаторов общей длиной более 60 км, насчитывающих 150 тыс. ступенек, создают комфортабельные условия для передвижения пассажиров в метро. 33,5 тыс. работников метрополитена своей четкой, слаженной организацией труда обеспечивают работу самого удобного, быстрого и популярного городского транспорта.

Качан Х.Х. Научный сотрудник ГИМ