Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
23 мая
1861 - Принято Постановление о создании первого Публичного музея в Москве и вхождении в его состав Румянцевского Музеума Санкт-Петербурга
О чём писали газеты 23 мая
Принято Постановление о создании первого Публичного музея в Москве и вхождении в его состав Румянцевского Музеума Санкт-Петербурга
 Литография с раскраской акварелью Л.-П.-А.Бишебуа, А.-Ж.-Б.Байо. 1840-е гг. Издание И.Х. Дациаро
Москва. Бывший дом Пашкова.
 Проект перестройки архитектора В.А. Глинки (1790-1831). 1826 г. Бумага, тушь, перо, кисть, карандаш.
Главный фасад дома графа Н.П. Румянцева.
Неизвестный художник, с оригинала конца XVIII в. Бумага, карандаш, акварель
Портрет графа Николая Петровича Румянцева.
Фотографии Т.-О. Митрейтера. 1881 г. РГБ
Библиотека Румянцевского музея.
 Фотографии Т.-О. Митрейтера. 1881 г. РГБ
Картинная галерея (зал А.Иванова) Румянцевского музея.
Фотографии Т.-О. Митрейтера. 1881 г. РГБ
Дашковское собрание портретов русских деятелей в Румянцевском музее
 Фотография
Сотрудники Румянвеского музея.

В середине XIX в. создание в Москве Публичного музея определялось насущными образовательными и эстетическими потребностями целого города. «Обогатить Москву, доселе столь бедную предметами искусства» мечтали и художники и ученые, но инициаторами, этого почти движения, стали преподаватели Московского университета. В 1858 1860 гг. поддержали инициативу и сановные лица, первоначально попечитель Московского учебного округа Е.П. Ковалевский, затем его преемник Н.В.Исаков взялись за создание на базе коллекций Московского университета публичного музея и библиотеки. Завершению дела способствовала идея соединения состава будущего музея в Москве с уникальными коллекциями древностей Румянцевского музеума в Петербурге.

В свое время, после кончины государственного канцлера Н.П.Румянцева, по желанию графа его коллекции: колоссальная библиотека, коллекция минералов, собрание уникальных памятников древнерусской письменности и археологии составили музей. Названный в честь его имени, музей был открыт для публичного посещения в особняке Н.П.Румянцева на Английской набережной вскоре после учреждения 22 марта 1828 г. Более тридцати лет музей сохранялся и действовал заботами единомышленников графа, являя выражение бескорыстия и жизненного девиза Н.П.Румянцева «На благое просвещение», запечатленное на фронтоне здания. В 1850-е гг. ситуация стала меняться: в Петербурге росло число музеев и библиотек, но не хватало средств для их поддержания. Возникла опасность расчленения румянцевских коллекций по разным учреждениям.

Усилиями заведующего Музеем В.Ф.Одоевского и Н.В.Исакова, рассылавшего прошения в разные инстанции и на имя государя, 23 мая в 1861 г. было принято положительное решение «о переводе в Москву Румянцевского музеума и создании Московского Публичного музеума». Формальной датой основания Румянцевского музея в Москве, как впоследствии стали его называть, считают 19 июня 1862 г. дату утверждения императором Александром II временного «Положения» о музее, расположившегося на возвышенности в доме Пашкова в центре Москвы. Это положение действовало до 1867 года, в котором император возложил управление на особое лицо, назначаемое по высочайшему повелению, со званием директора. В том же году, 29 августа музей или, точнее для того времени, музеи были приняты под попечительство великого князя Владимиром Александровичем.

Музей состоял из 7 отделений: отделение печатных книг (собственно Библиотека); рукописей и редких книг; изящных искусств и классических древностей, куда входило самостоятельное собрание нумизматики; отделение христианских древностей, минералогическое, зоологическое и этнографическое отделение. Отдельное помещение в Пашковом доме заняли румянцевские коллекции, как было отмечено в Положении, сохраняя «по мысли завещателя всю свою целость, отдельность, цель и наименование». Позже структура и название отделений Музеев не раз претерпевали изменения. Открытие музея на новом месте состоялось 9 мая 1862 года (здесь и далее даты приводятся по старому стилю). При этом на фронтоне Дома Пашкова воспроизвели надпись: «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение», привезя составлявшие ее литеры из Петербурга.

Несмотря на государственный статус, коллекция да и само его существовании музея во много пополнялось за счет пожертвований. Самым первым из них стал дар императора Александра II картины А.А. Иванова «Явление Христа народу», чуть позже сотен полотен и гравюр из Императорского Эрмитажа. В дальнейшем уникальность собрания музея составилась колоссальными частными дарами: коллекции христианских древностей П.И.Севастьянова, живописных собраний Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, коллекции гравюр Д.А.Ровинского автографов А.П.Чехова, Ф.И.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, коллекции рукописей А.С. Норова, библиотеки императрицы Александры Федоровны. Великие княгини и великие князья жертвовали книги, дарили целые собрания скульптурных слепков. В числе жертвователей были лица самых разных сословий, от крестьянина до самых высших сановников. Жертвовали в одиночку, жертвовали и в складчину.

Музей был последним из публичных музеев просветительного, универсального характера, сочетающего в себе черты художественного, этнографического и естественнонаучного музея. Здесь были представлены «свидетельства древности» в самом широком смысле: древности животного и растительного мира, истории человека и его бытования, многогранные художественные и производственные результаты деятельности человека на протяжении его существования. Но такой состав «всеобъемлющий» содержал и опасность для развития музея: увеличивал потребность в помещениях и финансах, а главное, в необходимости систематической обработки, научной и музейной, пребывающих коллекций, что на общественных началах силами небольшого штата при скудном государственном финансировании сделать было затруднительно. На рубеже веков естественным образом относительно будущей судьбы музея возникли два полярных мнения: искать мощной государственной поддержки или делить музейные коллекции на ряд самостоятельных музеев.

В феврале 1913 г. Румянцевский музей отмечал свое 50-летие, ему был присвоен статус Императорского, улучшилось его финансовое обеспечение, но последующие тревожные годы Первой мировой войны и двух революций решили иначе его судьбу. В 1921 г., согласно постановлению коллегии Наркомпроса РСФСР, началось расформирование Государственного Румянцевского музея с выделением из его состава известной всей Москве Публичной библиотеки (ныне Российская Государственная библиотека) и передачи музейных коллекций в состав профильных музеев. Так весьма существенно пополнились фонды Исторического музея, Музей изящных искусств, Третьяковской галереи и многих других музеев страны. К 1927 г. было завершено разделение и ликвидация первого общедоступного музея Москвы.

1 1