Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
27 мая
1794 - Родился Петр Яковлевич Чаадаев
Родился Петр Яковлевич Чаадаев
 Литография. 1840-е гг.
П. Я Чаадаев
Художник И.Е.Вивьен. 1820-е гг.
Портрет П. Я. Чаадаева.

27 мая 1794 года родился Петр Яковлевич Чаадаев, русский философ и мыслитель. Из дворян, отец - подполковник Я.П.Чаадаев, мать - Н.М.Чаадаева, дочь известного историка и публициста ХVIII столетия князя М.М.Щербатова. Рано лишившись родителей, воспитывался под опекой графа Н.П.Толстого в доме своей тетки А.М.Щербатовой и получил прекрасное домашнее образование . Учился с 1809 г. в Московском университете, но в 1811 г. поступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Получил боевое крещение в Бородинском сражении и за отличие был произведен в прапорщики, участвовал во многих боях с наполеоновскими войсками в 1812-1814 годах, был несколько раз награжден и быстро повышался в чинах. В 1816 г. был переведен в лейб-гвардии Гусарский полк, а с 1817 г. стал адъютантом генерала И.В.Васильчикова. В 1821 г. после его поездки на конгресс в Троппау к Александру I с известием о проиществиях в Семеновском полку, к удивлению многих вышел в отставку в чине ротмистра. Еще в университетские времена и в армейской среде ближайший дружеский круг Чаадаева, постоянно пополнявшийся новыми лицами, состоял преимущественно из будущих декабристов. К 1816 г. относится его знакомство с лицеистом А.С.Пушкиным, с которым он быстро подружился и оказал значительное влияние (воспламенил в нем “к высокому любовь”). По тогдашней моде молодой гусар оказался зачисленным и в несколько массонских лож. Неудивительно, что в 1821 г. он был принят Я.Д.Якушкиным в члены декабристской организации “Союз благоденствия”, но не играл в ней активной роли. К тому же в 1823 - 1826 гг. совершил путешествие по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где знакомился с новейшей философской литературой. По возвращению из-за границы был задержан в Варшаве, но затем по Высочайшему повелению выпущен под негласный надзор полиции. До 1830 г., находясь в Москве, вел затворнический образ жизни, но затем становится завсегдатаем Английского клуба и почетным гостем в лучших светских и литературных салонах. Вскоре его имя стало широко известным в интеллектуальных сферах России, как автора знаменитых “Философических писем”. В 1836 г. ему удалось опубликовать лишь одно из восьми написанных писем в “Телескопе”, что вызвало гонение на цензора А.В.Болдырева и издателя журнала Н.Н.Надеждина, сосланного в Усть-Сысольск. Сам же автор был объявлен сумашедшим, хотя и оставлен на свободе под полицейско-медицинским присмотром (снят через год при условии ничего не писать). В целом невеликий объем творческого наследия Чаадаева увидел свет уже после его смерти, но оригинальная, особенно по тем меркам, философия (христианская мистика) имела большое влияние на умы современников и закрепила за ним славу неординарного мыслителя. Его непосредственное общение со многими выдающимися представителями русской культуры первой половины столетия и включенность Чаадаева в обсуждение коренных вопросов (спор между западниками и славянофилами) оказали воздействие на общественно-литературную атмосферу того времени и формирование самых разных идеологических течений. Умер философ в Москве14 апреля 1856 г. и был похоронен по завещанию в Донском монастыре. Но и после смерти ученые умы продолжают волновать незавершенные и полные противоречий чаадаевские мысли, являясь важнейшим источником для развития самопознания отечественной культуры.

В. М. Безотосный