Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
О чём писали газеты 2 мая
ОФИЦИАЛЬНЫЙ АКТ КАНОНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ РУССКИХ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА
 Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.
Убийство Бориса.
 Вторая половина XIV в.
Убийство Глеба. Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника.
 Вторая половина XIV в
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение мощей в новых храм. Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника.
Древняя Русь. Вторая половина XI в.
Створки рельефного нагрудного креста-энколпиона с изображением Бориса и Глеба.
 Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.
Перенесение мощей Бориса.
 Новгород. 1377 г.
Икона «Борис и Глеб».
 Вторая половина XII в.
Борисоглебская церковь в Гродно.
Первая половина XIII в
Каменная иконка с изображением Бориса и Глеба. Рязань.

Святые князья Борис и Глеб занимают особое место в русской православной традиции: их имена открывают пантеон местных святых. «Повесть временных лет» и «Сказание о Борисе и Глебе» содержат рассказ о драматических событиях, послуживших отправной точкой канонизации братьев. После смерти киевского князя Владимира Святославича 15 июля 1015 г. престол захватил его сын Святополк. Стремление утвердиться на великокняжеском столе заставило Святополка лицемерно расправиться с братьями. Ростовский князь Борис был убит во время возвращения из похода на печенегов. Вызванный в столицу Глеб Муромский был умерщвлен у Смоленска, на Смядыне. Братоубийство Святополка не осталось безнаказанным. В борьбу с ним вступил родной брат Ярослав, ставший впоследствии Мудрым. После длительной борьбы он овладел киевским столом в 1019 г. Поверженный Святополк бежал и погиб позднее.

Начало официальной канонизации братьев положил Ярослав Мудрый. После убийства Борис был погребен в Вышгороде у церкви Василия. По распоряжению Ярослава Мудрого мощи Глеба были переложены из деревянной «колоды» в огромный каменный саркофаг и перенесены из Смядыни (близ Смоленска) в Вышгород. При этом тело Бориса находилось в деревянной раке и было перемещено (как того требует канонизация) в каменный саркофаг только в 1072 г. В Вышгороде срочно возводится посвященный им храм, в который в торжественной обстановке 2 мая 1072 г. переносят мощи братьев. Константинопольский патриарх и византийский император санкционируют официальную канонизацию. Вероятно, с этими событиями связано и появление «Сказания о Борисе и Глебе». В 1112 г. был выстроен грандиозный, видимо, пятикупольный новый каменный храм в Вышгороде. После прихода к власти в 1115 г. Владимир Мономах предпринимает новое перенесение мощей братьев.

Канонизация Бориса и Глеба привела к появлению на Руси особого культа «страстотерпцев»: борьба за обладание великокняжеским столом, политические интриги привели к их смерти. На первых порах развития культа братья представлялись народу в качестве врачевателей-исцелителей. В календарях XI-XII вв. день Бориса и Глеба приходится на 6 августа (а не на 15 мая, как после перенесения их мощей в 1115 г.) – день Христины-исцелительницы. Особенно они были популярны в народных кругах, порождая одну за другой легенды об исцелениях. Большей популярностью сначала пользовался младший Глеб, образ которого своей чистотой и невинностью, жертвенной добродетельностью особенно импонировал народу. Именно тогда и появились так называемые глебоборисовские нагрудные кресты-энколпионы, служившие мощехранительницами. Их использование связано с представлениями о целебной силе мощей.

К началу XII в. почитание Бориса и Глеба распространилось и в верхних слоях общества, став княжеским культом воинов-заступников Руси и ее князей. Первенство в нем было отдано Борису. Важную роль в окончательной феодализации культа сыграл Владимир Мономах – ревностный почитатель Бориса. Это объясняется тем, что Борис был храбрым воином, сражавшимся с печенегами, оборонявшим Русскую землю. В обстановке ежегодных сражений с половцами, когда русские воины стали все чаще обращаться к заступничеству Бориса и Глеба, фигура старшего Бориса стала наиболее популярной. Кроме того, почитание младшего Глеба противоречило культу старшинства, который проповедовался как церковью, так и Владимиром Мономахом.

Уже в середине XII в. христианская церковь стала принимать действенные меры к прекращению раздельного почитания Бориса и Глеба. Поскольку на энколпионах братья изображались на разных сторонах изделий, их выпуск был прекращен. Центр тяжести пропаганды культа переместился с предметов прикладного искусства на иконы и фрески, на которых изображали не милосердных страстотерпцев-целителей, а бесстрашных воинов, вооруженных мечами, не раз помогавших русским князьям в их битвах за независимость Руси и даже в усобицах. Интересно, что на некоторых иконах сохранились иерархические отличия Бориса от Глеба: Борис держит в руках меч, а Глеб – оружие рядового воина – копье.

Широкая популярность Бориса и Глеба отражена во многих памятниках литературы и искусства XI – XVII вв. Во многих городах Древней Руси были возведены Борисоглебские храмы. Особой оригинальностью отличается Борисоглебская церковь в Гродно (вторая половина XII в.). Она дошла до нас в полуразрушенном виде – ее южная стена с частью сводов обрушилась в Неман. Это четырехстолпный храм, увенчанный, вероятно, тремя главами. В стенах вставлены многочисленные «голосники», полы были устланы желтыми и зелеными майоликовыми плитками. Храм не имел обычных хор, их заменяли своеобразные деревянные балконы. Великолепно внешнее убранство храма: его фасады членились плоскими лопатками со скругленными углами, на фоне красной кирпичной кладки сверкали выложенные из майоликовых плиток кресты и вставленные в стены ряды глыб полированного камня различных оттенков.

После торжественного акта канонизации культ местных вышгородских святых стал общерусским церковным праздником. Количество годовых праздников, связанных с Борисом и Глебом равнялось пяти. В условиях русского централизованного государства Борисоглебский культ постепенно терял свое политическое значение. Сократилось число годовых праздников. В начале XX в. отмечали три даты: 24 июля – день смерти Бориса; 5 сентября – день смерти Глеба и 2 мая – акт канонизации братьев. Борис и Глеб всегда почитались на Руси как символ самопожертвования, братолюбия, незлобия, следования Христу.

1 1