Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
О чём писали газеты 2 мая
День рождения основателя первого этнографического музея В.А.Дашкова
Портрет В.А.Дашкова
Вид зала Дашковского этнографичекого музея
Вид зала «Собрания изображений русских деятелей»

Василий Андреевич Дашков (1819–1896) государственный и общественный деятель. Действительный тайный советник, гофмейстер. Ученый этнограф, коллекционер, меценат. Председатель Общества древнерусского искусства. Вице-президент комиссии по сооружению Храма Христа Спасителя. Основатель первого этнографического музея в России, по императорскому распоряжению названный в его честь «Дашковским»; директор Румянцевского музея (1868 1896).

Родился в семье рязанского вице-губернатора. Принадлежал к древнему боярскому роду. Получил превосходное домашнее образование. Воспитывался в среде, отличавшейся глубоким интересом к народной культуре, рано начал сам изучать народный быт. Окончил Олонецкую губернскую гимназию в Петрозаводске, затем юридический факультет Московского университета.

В 1841 г. Дашков поступил на службу чиновником секретного отделения при канцелярии Московского военного генерал-губернатора, затем работал в губернском статистическом комитете. В 1843 г. входил в комитет по устройству в Москве выставки российских изделий. Занимался цензурой, попечительным надзором за тюрьмами и предохранительными мерами против холеры в Москве. С 1854 г. был определен почетным директором богоугодных заведений сначала в Можайске, затем в Подольске, Клину, Верее, Рузе, Звенигороде и Москве. В 1860 г. по получении должности церемониймейстера императорского двора, Дашков вскоре был определен и помощником попечителя Московского учебного округа. Одновременно принимал участие в деятельности многих научных обществ и комиссий.

Неувядающий интерес к этнографии привел его к мысли о создании этнографической коллекции. Началом ее стали предметы прикладного искусства, привезенные из поездок по Олонецкой губернии, описание которой «в историческом, статистическом и этнографическом отношениях» стали его первым серьезным исследованием, опубликованным в 1842 г. и оцененные орденом Св. Станислава 3-й степени.

В 1865 г. Дашков выступил в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии с предложением «содействовать открытию в Москве этнографической выставки». Лично принимал участие в поисках экспонатов и почти целиком взял на себя финансирование выставки, пожертвовав 40 тысяч рублей. Среди экспонатов выставки была также представлена и обширная коллекция ее организатора.

Всероссийская этнографическая выставка прошла в Москве в 1867 г. в здании Манежа. По воспоминаниям дочери скульптора Н.А.Рамазанова, в мастерской ее отца специально изготовлялись многочисленные манекены: «Фигуры одевали, лица раскрашивали, вставляли стеклянные глаза, придавали позы и движения, так что в конце обработки их можно было принять за живых людей. При выработке лиц придерживались или натуры, или фотоснимков. Костюмы выписывались прямо с мест. А стеклянные глаза — из-за границы, всех цветов. Каждая пара глаз лежала в коробочке на вате, а коробочек были горы… Сарафаны, паневы, плахты, разноцветная обувь кружили головы… Публика на выставку шла толпами». По заказу Дашкова были исполнены и раскрашены фотографические снимки крупных размеров со всех манекенов, входящих в состав музея, и таким образом составлен единственный в своём роде альбом народностей России и славянских земель.

В апреле, во время посещения выставки императором Александром II Дашкову был пожалован орден Св. Станислава 1-й степени «во внимание к ревностной службе и отличным трудам». После ее закрытия все экспонировавшиеся здесь предметы – 450 костюмов, до 1200 предметов домашнего быта, до 2 тысяч моделей и фотографий – легли в основу первого этнографического музея, названного в честь его собирателя «Дашковским».

28 мая 1867 г. новый музей вошел в состав Московского Публичного и Румянцевского музеев, а сам Дашков с 1868 г. по день своей кончины (8 января 1896 г.) стал бессменным директором Румянцевского музея.

Многих привлекала этнографическая экспозиция, где предметы экспонировались не сами по себе, а образовывали как бы живые сценки народного быта: сцены охоты, рыбной ловли, изготовления инвентаря и т.п. Переходя от витрины к витрине, посетители совершали своеобразное путешествие по самым отдаленным и самобытным уголкам необъятной России. Здесь было представлено до пятисот народных костюмов практически всех губерний России. Значительную ценность представляла собранная в Дашковском музее и коллекция музыкальных инструментов, свыше 200 предметов. Подобной в то время не было ни в одном музее Западной Европы.

В 1870-е гг. по инициативе и на средства Дашкова была заказана серия портретов для создания «Галереи знаменитых соотечественников», где были представлены члены царской династии, государственные деятели, писатели, художники, ученые, военачальники. Над созданием портретов работали художники И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.А.Серов, В.М.Васнецов, Н.П.Загорский, С.Ф.Александровский, В.М.Максимов, Н.Я.Яш и многие другие мастера того времени. Собрание 302 портретов, рисованных карандашом с соусом, создавались с известных живописных оригиналов, а также гравюр и литографий. Для галереи в Румянцевском музее была отведен специальный просторный зал, где портреты висели в пять рядов по двенадцать изображений в каждом. К открытию галереи, в 1882 г. был издан специальный путеводитель для желающих «обозреть и ощутить историю в лицах». Ныне собрание портретов хранится в Государственном Историческом музее.

Дашков способствовал развитию всех направлений деятельности музеев, инициировал и содействовал поступлению ценных пожертвований, продолжал привлекать к работе лучших людей своего времени, на свои средства производил ремонт музейных зданий, пополнял собрания, издавал научные труды, систематические описания коллекций, путеводители, альбомы и каталоги. Проявлял он заботу об издании и «внемузейных» научных трудов по истории и культуре России, в частности субсидировал публикацию «История русской жизни с древнейших времён» И.Е.Забелина; «Сборник материалов по этнографии» под редакцией В.Ф.Миллера и многое другое.

После 1924 г. Дашковский музей был выведен из состава Румянцевских собраний и стал основой для создания самостоятельного Центрального музея народоведения, позже переименованного в Музей народов СССР. В 1948 г. коллекции «Дашковского музея» вновь были перемещены уже теперь в Ленинград, и влились в собрание Государственного музея этнографии народов СССР (ныне РЭМ).