Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
БЫЛ ТОРЖЕСТВЕННО ОТКРЫТ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Литография по рисунку О Монферрана 1810-е гг.
Вид первой деревянной Исаакиевской церкви
Проект архитектора А. Ринальди 1768 г. Автор рисунка О.Монферран
Вид Исаакиевской церкви
Проект архитектора достройки В. Бренна 1802 г.
Вид Исаакиевской церкви
Литография по рисунку О. Монферрана 1819 г.
Выломка гранитных колон
Худ. К. Сабат Акварель Середина XIX в.
Вид Исаакиевского собора
Худ. Б. Патерсен 1800-е гг. Бумага, акварель
Петербург. Вид на Исаакиевскую площадь со стороны Синего моста
Фотография 1990-е гг.
Колоннада главного иконостаса
Фотография 1990-е гг.
Вид на главный алтарь собора
Скульптор А. Фолетти Середина XIX в.
Бюст О. Монферрана
Фотография 1990-е гг.
Вид Исаакиевского собора

Знаменитый Исаакиевский собор строился очень долго, как ни один храм в северной столице. Первый камень в фундамент собора был заложен при Петре Великом, а его окончательное освящение состоялось в 1858 году. Началась история создания Исаакиевского собора еще во времена Петра I, который родился 30 мая, в день Исаакия Долматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В честь своего святого покровителя, Петр велел рядом с Адмиралтейством выстроить небольшую деревянную церковь, которую освятили в 1707 году. Именно в ней состоялось венчание Петра с Екатериной Алексеевной.

В 1717 г. на берегу Невы по приказу царя начали возводить каменную Исаакиевскую церковь, но грунт оказался слабым, стал оседать, появились трещины в стенах и сводах, и церковь пришлось разобрать. Екатерина II, считавшая себя продолжательницей дел и трудов Петра, приступила к возведению очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Задуманный собор должен был стать украшением города, поэтому его облицовывали мрамором для придания ему парадного и богатого вида. Но строительство собора шло чрезвычайно медленно. Императрица умерла в 1796 г., не дожив до завершения строительства мраморного Исаакиевского собора. При ней он был возведен лишь наполовину.

Ее сын, Павел I, недовольный затянувшимся строительством, приказал архитектору В. Бренне оставшийся от постройки мрамор передать для нужд Михайловского замка, а строительство собора завершить в кирпиче, что и было выполнено. Нелепый вид кирпичной кладки на мраморном основании вызывал насмешки у горожан. Народ смеялся, а флотский офицер Акимов написал эпиграмму, которая получила повсеместное распространение в Петербурге: Се памятник двух царств, Обоим им приличен: На мраморном низу Воздвигнут верх кирпичный. Автор стихов был изобличен и жестоко наказан за свое остроумие, а скоро погиб и император Павел I.

Кирпичная кладка собора не соответствовала парадной застройке центральной части столицы, и в 1809 г. Александр I объявил конкурс на проект нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого произошла в июне 1818 г. Автором проекта стал молодой французский архитектор Огюст Монферран, только за два года до этого приехавший в Россию.

Учитывая особенности петербургской почвы, в основание будущего собора было забито 10762 сваи. Работы по сооружению фундамента продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125000 рабочих. Когда началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, посмотреть на чудо явилась царская семья, а площадь и крыши ближайших домов были заполнены людьми разных сословий.

Зрелище было захватывающее: каждая колонна весом 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала свое место при помощи специальных рычагов всего за 45 минут. Довольно оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Затем были возведены стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол. О грандиозности собора и о трудностях его создания говорит тот факт, что только процесс золочения главного купола, колоколен и крестов продолжался в течение восьми лет. Золочение было трехкратным и делалось огневым способом: листы меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем медленно нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. На готовом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. За всю историю собора купол ни разу не потребовал повторного золочения.

Интересен был и процесс отливки колоколов. В специальной яме была сооружена глиняная форма, в которую заливали расплавленную медь с добавками олова, чугуна и серебра. Чтобы успеху отливки не навредила «нечистая сила», перед литьем распускались самые неправдоподобные слухи: существовало поверье, что, чем нелепее будут слухи, тем будет лучше звон колоколов.

Внутренние интерьеры собора поражали современников роскошью отделочных материалов, живописью, скульптурой.

В скульптурном декоре была представлена группа святых, поклоном приветствующая появление Исаакия Долматского. Среди них выделялось скульптурное изображение архитектора с моделью собора в руках. Уверенный в посмертной славе, Монферран задолго до конца своих дней начертал на своем гербе девиз: «Не весь умру». А в 1835 году он составил завещание, в котором просил «всемилостивейшего соизволения» быль погребенным в одном из подземных сводов собора. Такая традиция издавна существовала среди архитекторов Европы.

Во время открытия и освящения собора 30 мая 1858 г., которое проходило в присутствии Александра II, один из приближенных обратил внимание императора на то, что все святые преклонили головы перед Исаакием, и только архитектор изображен с гордо поднятой головой. Император ничего не ответил, но, проходя мимо архитектора, к удивлению многих присутствующих, руки ему не подал и слов благодарности не сказал. Зодчий, который отдал строительству собора более 40 лет, чрезвычайно расстроился, ушел домой до окончания церемонии, заболел и через месяц скончался.

Когда встал вопрос о погребении Монферрана, Александр II решил, что для придворного архитектора слишком высокая честь быть похороненным в кафедральном соборе столицы. Поэтому было «высочайше повелено» лишь обнести вокруг собора гроб с телом архитектора и установить в католическом соборе на Невском проспекте для прощания. После чего, супруга зодчего увезла тело мужа на родину во Францию, где оно и было предано земле.

Долгое время Исаакиевский собор был самым высоким зданием в северной столице (101, 5 м) после шпиля Петропавловской крепости (122 м). Собор всегда был на виду, своим величием украшал столицу и вызывал восхищение ее жителей. Исаакиевский собор – памятник архитектуры позднего классицизма и поныне является одним из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, который радует всех своим великолепием.

Сахарова Л.Г. Н.с.