Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
3 мая
1907 - Открытие "Русских сезонов" в Париже
Открытие "Русских сезонов" в Париже
Конец XIX в. Почтовая открытка
Париж. Мост Александра III.
Лозанна. 1915 г.
С.П. Дягилев.
Константин Сомов. Императорский фарфоровый завод. 1910 г. (по модели 1905 г.) Фарфор, надглазурное крытье, роспись, золочение, серебрение
“Дама, снимающая маску”.
Фотограф Шерлинг М.А. Отпечаток 1952 г.
Ф. Шаляпин в роли “Бориса Годунова”.
Дмитрий Иванов. Государственный фарфоровый завод. 1921 г. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка
Тамара Карсавина в роли “Жар – Птицы”.
Государственный фарфоровый завод. 1921 г. Фарфор, надглазурная роспись
Михаил Фокин в роли Иванушки в балете “Жар – Птица”.
Конец XIX в. Почтовая открытка
Париж. Здание Гранд Опера.

Идея широкой пропаганды русского искусства за границей была выдвинута творческим объединением “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа. Задача гастрольных спектаклей оперы и балета в Париже в 1907 – 1909 гг. – показать Европе все лучшее, что было сделано в России в области музыки, танцев, живописи.

Организатором, “блестящим дирижером отлично подобранного оркестра” (М.В.Нестеров) был Сергей Павлович Дягилев. “Спектакли Дягилева, состоявшиеся исключительно благодаря фантастической энергии этого единственного деятеля, … были не только апофеозом русского искусства в мировой столице, но и особым этапом истории развития этого самого искусства” (А.Бенуа).

Подготовительным этапом знакомства западной публики с русской культурой стала выставка русских художников, устроенная Дягилевым в Осеннем салоне в Париже. Представлялись работы А. Бенуа, Л.Бакста, М. Врубеля, К. Коровина, Н. Рериха, К. Сомова, В. Серова и др. К этой выставке Сомовым была исполнена фарфоровая скульптура “Дама, снимающая маску”. О своем увлечении фарфором Сомов писал Е.Н.Званцевой в 1904 г.: “Вы знаете, что моя фарфоровая болезнь дошла до крайних пределов. Во сне вижу фарфоровые группы”.

После выставки в 1907 г. состоялись концерты русских певцов и музыкантов в Театре Елисейских полей. Успех Шаляпина и музыки М.П.Мусоргского привел к решению показать в Париже “Бориса Годунова” полностью. “Настоящими героями дня явились не Шаляпин, не Смирнов (партия Самозванца), не хор и не Дягилев, … а героями дня были Пушкин и Мусоргский, героем дня – все русское искусство, вся Россия… Это экзамен на аттестат зрелости перед лицом всего мира. И замечательно, что экзаменующийся не только получил одобрение экзаменаторов, но оказался готовым занять учительскую кафедру”. (А.Бенуа) Публика увидела “Псковитянку”, “Золотого петушка” Римского-Корсакого (шла под названием “Иван Грозный”), “Князя Игоря” А.П.Бородина, “Соловья” И. Стравинского.

В 1909 г. в программу сезонов были включены балетные спектакли, которые по выражению прессы “открыли неведомый мир”, произвели “революцию в балете”. “Огюст Роден и Ромен Роллан, Клод Дебюсси и Морис Равель, Октав Мербо и Марсель Прево, Анатоль Франс и Морис Метерлинк, - не было во Франции знаменитого деятеля культуры, которые бы не восторгались русским балетом” (Ю.И.Слонимский).

Вскоре антреприза Дягилева стала называться “Русские балеты”. Но на протяжении 20-ти летней деятельности коллектива оперные спектакли не исчезали из программы. Лучшие артисты императорской балетной сцены А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский участвовали в спектаклях “Клеопатра”, “Сильфида”, “Павильон Армиды”, “Пир”, “Половецкие пляски” и др. В сезон 1910 г. включены “Жизель”, давно не шедшая на Западе, “Ориентали”, “Шехерезада”, “Жар – Птица”. Декорации и костюмы, о которых писали не меньше чем о танцах, создавались Бенуа, Бакстом, Рерихом, Головиным.

Наибольший успех в первых балетных сезонах имели “Половецкие пляски” (хореография М.Фокина) “Шехерезада” на музыку Римского-Корсакова. Сенсацией года стала “Жар – Птица”. Музыка написана по заказу Дягилева И.Стравинским. В роли “Жар – Птицы” Т.П.Карсавина. “Жар – Птица” - плод интимного сотрудничества хореографа, композитора и художника (Фокина, Стравинского и Головина) – представляет собою чудо восхитительного равновесия между движениями и звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что ее несет музыка” (Анри Леон).

Сезон 1911 г. – апогей Дягилевской антрепризы. Шли “Нарцисс”, “Призрак Розы”, “Садко”, “Петрушка”. С этого года труппа начала странствовать по Европе и США. В спектаклях зазвучала музыка современных западных композиторов: Дебюсси, Равеля, Гана, Шмитта. С творчеством деятелей русского искусства тесно связываются имена Дж.Баланчина, С.Лифаря, Хуана Гри, Габриэль Шанель, П.Пикассо, Анри Матисса, Ж.Кокто. “Велика заслуга Дягилева! … Он развернул очень многое из того, что есть в Русском театре талантливого, красивого, поучительного и живописного. Он дал почувствовать, что страна, об искусстве которой большинство знает очень мало, заключает в себе целый храм эстетических радостей, и каждая подробность этого храма полна красоты и интереса” (Айседора Дункан).

Каргаполова Н.А. Старший научный сотрудник ГИМ