Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
День рождения русского историка Сергея Михайловича Соловьева
Портрет С.М.Соловьева в молодости
Вид дома в Москве, где родился С.М.Соловьев и где помещена мемориальная доска (Остоженка д. 38;)
03 Портрет графа С.Г.Строгонова, попечителя Московского учебного округа
Портрет профессора С.М.Соловьева
«Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева Титульный лист дореволюционного издания
«Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева обложка современного издания

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) — выдающийся историк-профессионал 1840—1870-х гг. Родился в Москве в семье священнослужителя. Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках числился среди первых. С детства мальчик был очень религиозен и в своих позднейших «Записках» писал, что ничего не начинал без молитвы: «Не готов к отвратительному математическому уроку, …к экзамену, помолюсь, крепко верую, что этого у меня не спросят, и действительно не спрашивали».

По собственному признанию, к тринадцати годам он неоднакратно прочитал «Историю» Н.М.Карамзина и приобрел глубокий интерес к отечественной истории на всю жизнь. Закончив гимназию, в 1838 г. Соловьев поступил в Московский университет, где наряду с историей изучал и философию. Учился у профессоров Т.Н.Грановского, А.И.Чивилева, С.П.Шевырева, М.П.Погодина, занимавшего кафедру русской истории. В университете определилось стремление Соловьева к специализации. На вопрос Погодина: «Чем вы особенно занимаетесь?» он ответил: «Всем русским, русскою историей, русским языком, историей русской литературы». Работа с рукописным собранием М.П.Погодина позволила будущему историку обнаружить пятую малоизвестную часть «Истории Российской» В.Н.Татищев.

По окончании выпускник университета получил должность домашнего учителя в семье графа С.Г.Строганова, попечителя Московского учебного округа, и вместе с ним и его семьей отправился в длительное путешествие по Европе. Это дало возможность домашнему учителю послушать в Берлине лекции Ранке, в Париже Гизо и Мишле, в Гейдельберге Шлоссера познакомившись, таким образом, с наиболее крупными историками Западной Европы.

В 1845 г. Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям». Своеобразие отечественной истории молодой ученый видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эту идею Соловьев через два года развил в своей докторской диссертации «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Концепцию Соловьева восторженно встретили либералы «западники». В спорах о прошлом, настоящем и будущем России, которые будоражили русское общество в середине XIX в., прогрессивные заключения Соловьева опосредованно создавали теоретическое обоснование для отмены крепостного права и проведения либеральных реформ.

В 1847 г. он получил место профессора Московского университета, сменив М.П.Погодина. Возглавив кафедру русской истории, Соловьев вскоре поставил перед собой сложную задачу создание новой концепции по истории России с древнейших времен до XVIII в., которая, как ему казалось, заменила бы собой устаревшую «Историю» Н.М.Карамзина. В соответствии с замыслом, он начал перестраивать свои лекционные курсы, посвящая их ежегодно отдельным периодам истории отечества. В 1848 г. Соловьев приступил к своему фундаментальному труду, ставшему главным делом всей жизни, — «Истории России с древнейших времен», опубликовав первый том в 1851 г.

Главная идея его концепции, выстроенной на обширном документальном материале — это представление об истории России как едином, прогрессивном процессе продвижения от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Географическим положением страны Соловьев объяснял многие особенности развития русской государственности, борьбу «леса со степью», взаимоотношения с соседними народами. Он первым обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой, тем самым, выступая против теории «славянофилов» о насильственном разрыве петровских реформ с русскими традициями.

Работа над «Историей России» велась регулярно и систематически в течение долгого времени выходило по тому ежегодно. Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879 г., уже после его кончины.

Долгие годы Соловьев преподавал. В 1864 1870 гг. он был деканом историко-филологического факультета, а в последующие семь лет одновременно еще и ректором университета. В эти же годы Соловьев занял пост директора Оружейной палаты. В 1872 г. его избрали действительным членом Академии наук. В конце жизни именитый ученый был приглашен возглавить еще и Московское общество истории и древностей российских.

Во многом, как ученый, он подходил и к политическим реалиям, примеряя свои исторические пристрастия к оценке современных процессов. «Преобразования производятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХVI-ые или Александры II-ые», писал он своих «Записках». Сторонник постепенных реформ и решительный противник революций, Соловьева возмущала сдержанная охранительная политика правительства Николая I, но он критически оценивал и методы осуществления либеральных реформ, и пореформенные результаты, которые во многом не оправдали общественных ожиданий. Гнев вызывала и нарастающая активность революционной демократии. Он не ограничился написанием своего фундаментального труда, и многие свои исследования посвящал злободневным проблемам русской истории, обращенным к современности.

«В истории нашей науки и литературы, было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева. При этом речь шла о таких фактах, как книги, и таких событиях, как идеи. А ведь именно идеи и книги составляют основное содержание жизни ученых и писателей» писал об историке его последователь В.О.Ключевский.