Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Родился Сирелиус Уно Тави
(1871 - 1929) – финский этнограф, основатель старой школы финской этнографии
Сирелиус У.Т.
(Philipp Wilhelm Adolf Bastian)
Адольф Бастиан
Временное промысловое жилище "Чом" локчимских охотников.1907 г
В центре - переработка зерна в крупу в ступе (гыр). Слева - обработка льна на мялке (нарьян). с. Мордино, 1907 г.
Работы на крестьянском дворе.
Фридрих Ратцель

05 мая 1872 года родился Сирелиус Уно Тави

Сирелиус Уно Тави является одним из основоположников финно– угорской этнографии в Финляндии. С 1921- профессор университета Хельсинки. Оказал большое влияние на формирование научных взглядов немецкого языковеда, этнографа и фольклориста Вольфганга Штейница. Основой для работ Уно Тави Сирелиуса стали материалы, собранные им в России в 1900-1910 годах у хантов, коми-зырян, удмуртов, татар, карелов.

Родился У.Т Сирелиус 05 мая 1872 года в поселке Яски (финское название Jaaski), ныне поселок городского типа Лесогорский в Выборгском районе Ленинградской области России. В начале своей карьеры был поборником естественно-научного метода немецкого ученого, основателя Берлинского музея народоведения, Адольфа Бастиана (1826-1905). Ученый использовал психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единство человеческой культуры обуславливал единством человеческой психики. Отсюда полагал, что каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод состоял в психологической интерпретации клеточной теории. Суть его состояла в следующем: "клетки" или "измерительные единицы" являются "элементарными идеями". Они лежат в основе всех явлений и дают ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявляется в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Все многообразие явлений культур сводится к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляет его конструкцию.

В дальнейшем Уно Тави Сирелиус стал ближе к теории «диффузионизма». Согласно этой теории распространение культурных явлений происходит через контакты между народами – торговлю, переселение, завоевание. Главным содержанием исторического процесса является диффузия, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Эволюционистской идеей автономного возникновения и развития аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности, в некоторых случаях даже тезис об однократном возникновении культуры и последующем распространении ее из центра зарождения. Основателем диффузионизма был немецкий исследователь Фридрих Ратцель (1844-1904). В его работах сформулированы основные положения диффузионизма, как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования - предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг).Человеку отводится второстепенная роль (носитель этнографических предметов) и предполагается относительная независимость культуры от него.