Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Форсирование Дуная
Русская карикатура на Турцию. 1877 г. Хромолитография
“Турецкий Балканский всадник”
 Вручено в качестве награды за подрыв турецкого монитора под Силистрией на Дунае. Щербатов Николай Сергеевич, князь (1853-1929) участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., с 1886 г. чиновник особых поручений при председателе Российского Исторического музея, с 1909 г. – директор. Сталь, латунь, эмаль, позолота, дерево, кожа
Анненское наградное оружие мичмана Н.С.Щербатова.
Художник И.Е.Репин. 1889 г. Холст, масло
М.И.Драгомиров
 Фрагмент. Россия. 1878 г.
Карта Болгарского княжества.
Хромолитография. Спб. 1899
Переправа через Дунай у Систова
Раскрашенная литография М.1877
Переход русских через Дунай
Серебро, чеканка, гравировка, дерево, кожа
Георгиевская наградная труба 6-го саперного батальона с надписью: “За проводъ моста черезъ Дунай подъ огнемъ Никопольскiх укрепленiй въ iюнъе 1877 г.”

Форсирование Дуная русской армией в ночь с 14 на 15 июня 1877 г. было крупнейшим событием русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и первым этапом в освобождении Болгарии. Завоеванная турками-османами в ХIV в., к 70-ым гг. XIX в. Болгария все еще оставалась бесправной провинцией Османской империи, и вступление русской армии на ее территорию в ходе войны с Турцией в результате форсированной переправы через Дунай положило начало ее освобождению от пятивекового рабства.

Дунай, с сильными укреплениями на его правом берегу, с крупной турецкой флотилией, включавшей 20 броненосцев, представлял мощную водную преграду для русской армии. С начала войны обе стороны начали сооружение батарей по Дунаю. В перестрелках этих батарей и действиях русских минных катеров против турецких броненосцев прошли весь апрель и май. В результате – турецкая речная флотилия была расстроена, и значение ее сведено на нет.

С конца мая действующая армия стала усиленно готовиться к переправе через Дунай. Ее организация была поручена генералу М.И.Драгомирову. В свое время им была защищена диссертация на тему: “Преодоление крупных водных преград”, написан труд “О высадке десантов в древнейшие и новейшие времена”.

Драгомиров Михаил Иванович (1830-1905), генерал-майор и генерал-адъютант. Военный теоретик и преподаватель. Командир 14-ой пехотной дивизии. Подготовил и блестяще осуществил форсирование Дуная в ночь с 14 на 15 июня 1877 г.

Предстоящая операция по форсированию Дуная была им серьезно продумана и подготовлена. Она предполагалась в районе ЗимницаСистово, где это менее всего ожидалось противником. Успех форсирования во многом зависел от скрытости его подготовки.

Первой переправиться через Дунай у Зимницы должна была 14 –я пехотная дивизия. 15 июня в два часа ночи понтонные лодки спустили на воду. Войска были одеты в зимние черные мундиры, чтобы оставаться незамеченными в темноте. В полной тишине солдаты поднимались на десантные суда. Казаки обмотали копыта коней тряпками, гребцы обвили весла соломой. Первый эшелон высадился без единого выстрела. Взобравшись на крутой берег, русские солдаты штыковым ударом выбили противника из укреплений, турки подняли тревогу – к месту переправы из Систова и Вардима начали подходить их подкрепления.

Все войска должны были быть переправлены за семь рейсов: пехота – на понтонах, орудия и казаки – на паромах, связанных из плотов. Дальнейшая переправа проходила под ожесточенным огнем неприятеля. С третьим рейсом переправился на правый берег М.И.Драгомиров и взял руководство боем в свои руки. К 5-ти часам утра плацдарм на правом берегу Дуная был закреплен. После захвата плацдарма был наведен мост длиною в 1200 метров.

К 1 июля переправа всех четырех армейских корпусов была завершена с минимальными потерями. Операция по форсированию Дуная явилась выдающимся достижением русского военного искусства, ее опыт изучался впоследствии всеми армиями Европы.

Журавская И.Л. Старший научный сотрудник ГИМ