Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
РАЗРЫВ ПАТРИАРХА НИКОНА С ЦАРЕМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ
Гравюра Н. Афанасьева 1825 г.
Никон патриарх Московский.
Неизвестный художник. Россия. 1670-1680-е гг. Холст, масло
Царь Алексей Михайлович
Хромолитография по оригиналу С.Д. Милорадовича конец XIX - начало XX вв
Патриарх Никон
Копия 1780-х гг. с оригинал 1658 - 1660 гг. Холст, масло Предстоящие:царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон
Поклонение Кийскому Кресту
Хромолитография. По оригиналу А. Кившенко. 1881 г
Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги
Холст, масло
Патриарх Никон. 1750-е гг.
Гравюра. 1708 г.
Воскресенский монастырь

В 1605 году у бедного крестьянина Мины в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода родился сын Никита, будущий патриарх Московский и всей России. Рано потеряв мать, любознательный от природы он обучился грамоте у сельского священника и тайно от отца бежал в Макарьев Желтоводский монастырь, где был принят послушником. После женитьбы Никита стал сельским священником, но когда умерло трое его  маленьких детей, он уговорил жену постричься в монахини, а сам избрал суровую жизнь в Анзерском скиту на Соловецких островах.

Спустя 7 лет Никон начал жизнь аскета-пустынника в Кожеозерском монастыре, и вскоре братия избрала его игуменом. В 1646 г. Кожеозерский  игумен отправился в Москву за сбором подаяния и,  по обыкновению того времени, явился на поклон царю.

Тогда произошла его встреча с 17-летнем Алексеем Михайловичем. Образованный и много повидавший Никон произвел глубочайшее впечатление на молодого царя и тут же был назначен архимандритом родового монастыря Романовых — Новоспасского. Новый знак внимания и расположения царя к “собинному другу”  — поставление Никона на Новгородскую митрополию.

В Москве Никон в одночасье попал в круг духовно-политической элиты. Он вошел в кружок ревнителей благочестия, участники которого, поддерживаемые царем, выступали за исправление нравов и преобразование церковной жизни. Одновременно властолюбивый Никон загорелся мыслью о бренности земной власти и превосходстве над  ней власти духовной. Став в 1649 г. новгородским митрополитом, Никон начал проявлять заботу о возвышении авторитета церкви в государстве. По его инициативе в 1652 г. в Москву были перенесены мощи митрополита Филиппа, низвергнутого Иваном IV Грозным и погибшего от рук палачей. Этот акт имел большое идеологическое значение как покаяние светской власти перед церковной.

В 1652 г. Никон был избран в патриархи, но согласился принять эту честь только после того, как царь “со всем народом” поклялся слушать его “во всем, как начальника, и пастыря, и отца краснейшего”. “Великий государь” патриарх Никон фактически стал царским соправителем. Следуя идее, что “священство” выше “царства”, а патриарх превыше земного царя, он властно вмешивался в мирские дела. Недюженные способности проявил Никон и в приобретении церковных имуществ. По его слову на пустых местах были сооружены богатейшие монастыри: Иверский на Валдае, Крестный на Белом море, Воскресенский на р.Истре и др.

В 1653 г. новый Московский патриарх приступил к церковной реформе, которая привела к расколу в русской православной церкви. Реформа Никона имела политический смысл. Московское государство виделось многим ученым людям XVII в. собирателем разрозненных и плененных православных земель. В середине XVII в. готовилось присоединение к Московскому государству Малороссии. Историческая миссия России была бы невозможной без согласования обрядов и книг с нормами обрядовой практики других православных церквей.

Непомерные гордость и властолюбие Никона привели к появлению недовольства им как в среде служилой бюрократии так и у самого царя. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворце. Обидчивый и гневливый патриарх прибег к рискованному политическому маневру — в июле 1658 г. он объявил в Успенском соборе о своем отказе от патриаршества и удалился в Воскресенский монастырь. Никон полагал, что таким образом вернет в свои руки ускользающую полноту власти. Но противники не позволили ему вернуться на патриаршество.

Церковный собор 1666 г. лишил Никона сана. Свергнутый патриарх был сослан в Ферапонтов монастырь, потом перевезен в Кирилло-Белозерскую обитель.

В 1681 г. сопровождаемый толпами народа освобожденный указом царя Федора Алексеевича Никон возвращался в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В дороге он умер. Царь лично нес гроб с телом Никона и похоронил его в Новом Иерусалиме как патриарха.

Соколова О.В. Научный сотрудник ГИМ