Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
20 июля
1882 - Прошли испытания первого в мире пилотируемого самолета «Жар-Птица»
Прошли испытания первого в мире пилотируемого самолета «Жар-Птица»
Фото
Можайский А.Ф.
Самолет
Чертежи моноплана Можайского
Макет самолета Можайского, построенного в 1883 г.

20 июля (1 августа) 1882 г. прошли испытания первого в мире пилотируемого самолета «Жар-Птица». Его создатель - контр-адмирал Александр Федорович Можайский.

Испытания проходили в Красном Селе под Петербургом в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества. Пилотировал механик И.Н. Голубев. Аппарат весом около 930 кг летел со скоростью 11 метров в секунду. При посадке было повреждено крыло, а механик получил травму. По замыслу изобретателя самолет мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки (на Западе фюзеляжный тип самолета будет изобретен только через 30 лет). «Жар-Птица» летела на двух неподвижных крыльях, закрепленных мачтами, в качестве двигателей были установлены две паровые машины общей мощностью 30 л.с, направление полета задавалось вращением хвоста, а разбег обеспечивался прикрепленной к лодке тележкой. Можайский предусмотрел и установку аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров и прицела для производства бомбометания. Самолет был предназначен для бомбардировочных и разведывательных целей.

Изобретение тут же было объявлено военной тайной, писать что-либо о самолёте категорически запрещалось. В связи с этим у потомков возник справедливый вопрос: поднялся ли самолет в воздух или был только близок к этому? Достоверно это неизвестно. Ясно было одно - впервые была доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха, и другое - самолет требовал усовершенствования. Сразу же после испытаний Можайский приступил к улучшению конструкции и уже в 1883 г. представил проект нового самолета на рассмотрение Русского технического общества. Для новой модели он спроектировал более мощные и легкие паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. Комиссия одобрила работу, но материальной помощи оказать не могла.

В 1885 г. Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, которое сообщило, что «...не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому». Еще семь лет до самой смерти А.Ф. Можайский на свои ничтожные средства, без какой-либо помощи со стороны правительства, продолжал работу по совершенствованию своего аппарата. Но завершить свои труды не успел.

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном Селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды, где вскоре сгорел. Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

Официальным днем начала истории авиации считается 17 декабря 1903, когда в воздух поднялся аэроплан, построенный братьями У. и О. Райт в штате Северная Каролина. Аэроплан братьев Райт поднялся в воздух с помощью катапульты и пролетел 37 метров за 12 секунд. А «Жар-Птица», построенная А.Ф. Можайским в 1882 году, на 20 лет раньше, за то же время пролетала более 100 м, была несправедливо забыта.

Александр Федорович Можайский (1825-1890) родился в семье потомственного моряка, адмирала русского флота. В 1841 г. блестяще окончил Морской кадетский корпус, причем не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей. Плавал на различных кораблях в Балтийском и Белом морях.

В 1853-1855 гг. на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт - Япония. Фрегат потерпел крушение во время землетрясения у о. Хонсю, после чего под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев была построена шхуна "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. В 1858 г. А.Ф. Можайский был направлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально построенных судах. По возвращении из экспедиции Можайский получил чин капитан-лейтенанта. В 1863 г. в связи с сокращением численности флота после Крымской войны, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 ему было пожаловано звание генерал-майора, а впоследствии звание контр-адмирала.

В 1876 г. Александр Федорович начал работать над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха. (Немецкий исследователь и планерист О. Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского). В том же году Можайский два раза поднимался в воздух и летал на воздушном змее, опередив на 10 лет французского испытателя Майо (1886). В 1877 году для рассмотрения проекта самолета была образована особая комиссия, в состав которой входил Д.И. Менделеев, благодаря поддержке которого было решено отпустить изобретателю 3000 рублей на дальнейшие работы. Получив в итоге лишь часть обещанной суммы (2192 рубля), невзирая на трудности и крайнюю нужду, Можайский построил новую модель аэроплана, которая по свидетельству современников, "летала совершенно свободно и спускалась очень плавно". Для того, чтобы перейти к постройке самолета в натуральную величину необходимо было 18 895 рублей. В 1878 года Можайский обратился в Главное инженерное управление с проектом и описанием самолета. Комиссия забраковала проект под предлогом "явной несогласности его взглядов со мнениями зарубежных авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе и возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями...".

Ни одна из правительственных организаций не согласилась финансировать изобретателя. Только передовая русская интеллигенция и работавшие вместе с ним простые рабочие поддержали его и оказали посильную помощь. Благодаря помощи военного министра С.С. Лесовского (бывшего командира на фрегате "Диана") Можайский получил 2500 рублей. На полученные деньги Можайский заказал в Англии два паровых двигателя в 20 и 10 л.с. Топливом служил керосин. 3 (15) ноября 1881 года изобретённый им первый "воздухолетательный снаряд" был запантетован. Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Для производства некоторых работ изобретатель обратился за помощью на Балтийский завод и получил отказ. Через министра Императорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова проект был подан на рассмотрение Александру III. Вскоре пришел ответ: "высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского". Не желая отказаться от своей заветной мечты, изобретатель продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). На деньги, вырученные от продажи личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц (солидную материальную помощь оказал прославленный герой русско-турецкой войны и среднеазиатских походов генерал М.Д. Скобелев), самолет был построен. К лету 1882 г. "Жар-Птица" была готова к испытаниям. Дальнейшая ее история описана выше.

Александр Федорович Можайский умер в нищете в 1890 г. Он так и не увидел свое детище во втором полете. Без почестей контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурга. Только в 1977 году, силами Академии им. А.Ф. Можайского был установлен памятник на могиле выдающегося человека, давшего России приоритет в создании самолета.