Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
22 июля
1822 - Издание Устава об управлении инородцев
Издание Устава об управлении инородцев
Неизвестный художник. Холст, масло. 1810-е гг.
М.М. Сперанский
Миниатюра И.А.Винберга 1823 г. Акварель, гуашь, кость
Александр I (1777-1825)
Хромолитография с оригинала А.Кившенко 1880 г.
Николай I награждает М.М.Сперанского за составление Свода законов 1833 г.
Фото конца 1850-х гг.
Г.С. Батеньков
Титульный лист сборника этнографических статей и исследований В. И. Вербицкого
Cборник «Алтайские инородцы»

22 июля (3 августа по новому стилю) 1822 г. - издание Устава об управлении инородцев

В дореволюционной России в официальных документах инородцами называли представителей ряда народов, обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири, хотя в обиходе инородцами часто назывались все неславянские народы. Важнейшим документом, наряду с «Уставом о сибирских Киргизах», определявшим основные принципы и систему управления нерусскими народами Сибири, был принятый в 1822 году «Устав об управлении инородцев». В составлении Устава принимал участие видный государственный деятель сибирский генерал - губернатор М.М. Сперанский и его ближайший помощник, декабрист, Г.С. Батеньков. Все инородческие племена Сибири разделялись в зависимости от образа жизни на оседлых, кочевых и бродячих («ловцов»). К оседлым - относились племена, живущие в городах и селениях. Крещеные инородцы (исповедовавшие другую веру именовались оседлыми иноверцами) данной категории в правах были приближены к русскому населению – мещанам и государственным крестьянам. Управление ими осуществлялось на основании общих законов. Кочевыми инородцами определялись племена изменявшие свое местоположение в зависимости от времени года. Бродячие инородцы («ловцы») переходили с одного места на другое по рекам урочища. На территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры в основном преобладали представители двух последних категорий.

У кочевых инородцев каждое стойбище или улус получал управление «собственными своими Родоначальниками и почетными людьми» по степным законам и обычаям, свойственным каждому племени. Только в случаях уголовных преступлений, кочующие судились в Присутственных местах по общим Государственным законам. К таким преступлениям относилось: «возмущение», намеренное убийство, грабеж и насилие, «делание фальшивой монеты».

Права бродячих инородцев во многом были сходны с правами кочевых. Отличия заключались в следующем: 1) Не распространялось назначение земель по племенам и разделение их по участкам. Определялись по необходимости целые полосы земли и определялись только их границы. 2) Бродячие инородцы были освобождены от денежных Земских по Губернии повинностей и расходов на степное Управление. 3) Предоставлялась свобода передвижения через границы губерний, если такие существовали на предоставленной им для промысла полосе.

На отведенной им земле инородцы имели право заниматься земледелием, скотоводством, местными промыслами. Русским переселенцам запрещалось самовольно занимать земли, предоставленные в пользование инородческим родам. По взаимному согласию земли могли быть взяты у племен в аренду соответственным образом оформленную.

Принятие Устава было спокойно воспринято заинтересованным населением, т.к. он узаконивал веками сформировавшийся формы землепользования и управления. В большинстве районов, где преобладало полуоседлое или кочевое население, принципы землепользования и родового управления, определенные положениями Устава, сохранялись вплоть до первой половины XX века.